Валентин Войно-Ясенецкий (Святитель Лука) — врач, лечивший людей в ссылке и писавший научные труды в тюремной камере. Хирург, носивший рясу в ту пору, когда священники в страхе срывали ее и отказывались от своей веры.
Биография Войно-Ясенецкего — это смесь противоречивых фактов, в которые сложно поверить и которые больше похожи на легенды. Особенно если ничего не знать о череде событий, превративших скромного земского доктора в ученого, архиепископа и… лауреата Сталинской премии.
Почему в годы гонений на церковь успешный хирург принял постриг? За что ссыльный архиепископ получил премию имени советского тирана? Где находятся храмы Святителя Луки и памятники хирургу-священнику? Ответы на эти и другие вопросы в статье.
- Миф и правда
- Несостоявшийся художник
- Земский доктор
- Анна Ланская
- Хирург-священник
- Ссылка
- Война
- Последние годы
- Храмы Святителя Луки
Миф и правда
В советские времена ходила по стране странная молва о священнике-хирурге, читавшем молитвы перед операциями. Говорили, он скальпелем владел виртуозно и от любого недуга избавлял. Причем хирург-священник носил генеральские погоны, а в годы Великой Отечественной войны заведовал сибирским госпиталем.
Первые утверждали, что загадочный доктор жил в Сибири. Вторые, что в Крыму. Третьи уверяли — в Ташкенте. Самая распространенная история о Войно-Ясенецком гласила: монахом он стал после смерти горячо любимой жены. Правда часто сплавлена с мифами, а исторические факты — с легендами.
Только в конце 80-х портрет Святителя Луки, по книгам которого училось не одно поколение советских хирургов, стал проясняться. И оказалось, что не так уж много вымысла в его биографии: Войно-Ясенецкий отнюдь не мифический персонаж, а вполне реальный человек. Однако человек незаурядный, с несгибаемым характером, а главное — совместивший несовместимое.
Каждый советский человек “знал“: наука и религия совместимы. Священник-хирург доказал, что эти две сферы могут сосуществовать.
Несостоявшийся художник
Войно-Ясенецкие — старинный дворянский род, представители которого в разное время владели обширными имениями в Польше и Западной Украине. Правда, к началу XVII века они изрядно обмельчали, а к середине XIX столетия многие из них откровенно обеднели. В том числе и прадед архиепископа Луки, заправлявший мельницей и носивший лапти.
Отец его был католиком, честным, добрым человеком и неудачливым аптекарем. Мать страстно занималась благотворительностью, но церковь не посещала принципиально.
Валентин Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Спустя несколько лет семья переехала в Киев. Помимо Валентина, у дворянина-аптекаря было два сына и три дочери.
Войно-Ясенецкий отличался от своих братьев: был замкнутым, молчаливым. Его томили нравственные вопросы.
Заразившись толстовскими идеями, он стал вегетарианцем, принялся спать на полу и общаться с мужиками. Когда же в руки будущему епископу попалась книга “В чем моя вера», он разочаровался в Толстом и больше никогда не читал труды писателя-еретика. Однако потомственного дворянина по-прежнему терзало то, что терзало сотни русских интеллигентов — вина перед простым мужиком.
Валентин Войно-Ясенецкий с детства увлекался живописью. Мечтал стать художником. Рисовал он обычно нищих, деревенских баб с детьми, истово молящихся мужиков и странников с посохами. Окончив гимназию, человек, которого сегодня Россия знает как Святителя Луку, хотел было поступить в Академию художеств. Однако на экзамене передумал.
В автобиографической книге Святителя Луки сказано:
… я не имел права заниматься тем, что мне нравится, и должен был делать то, что полезно для страдающих…
Земский доктор
Отказавшись от живописи, Войно-Ясенецкий поступил на юридический факультет, но проучился там недолго. Перевелся на медицинский. Химию и физику ненавидел, но учился хорошо.
Войно-Ясенецкий был незаметным студентом: в общественной жизни университета участия не принимал, каких-либо выдающихся работ не писал. Ничто в нем не выдавало будущего ученого и тем более проповедника.
В 1903 году, после окончания университета он немало удивил товарищей, заявив, что собирается стать простым земским врачом. Не заниматься практикой, не писать научные работы, а поехать в глушь, чтоб жить в нужде и принимать по 50–60 деревенских мужиков и баб в день…
В своей книге святитель Лука признался:
… я учился на медицинском факультете исключительно для того, чтоб стать мужицким врачом…
Однако в глушь он поехал только после Японской войны. А прежде отслужил в Красном кресте, где и познакомился с будущей женой.
Анна Ланская
Она была сестрой милосердия. Двое врачей просили ее руки, но она отказала, потому как дала обет безбрачия. А предложение вчерашнего студента Войно-Ясенецкого приняла.
За день до венчания Анна молилась в храме, и в какой-то момент ей показалось, что Христос отвернул от нее свой лик. Будущая жена врача Войно-Ясенецкого восприняла это как наказание за нарушение обета.
В тени каждого великого человека неизменно таится страдающая женщина. В тени хирурга Валентина-Ясенецкого, автора “Гнойной хирургии» (именно за эту книгу Святитель Лука был удостоин Сталинской премии) таилась бывшая медсестра милосердия. Она выбрала его потому, что он был особенным. И она, вероятно, ожидала большой и сильной любви.
Валентин Войно-Ясенецкий отдал в жертву страждущим не только свою жизнь, но и жизнь жены. Карьере городского доктора он предпочел бедную деревенскую больницу. Университетским операционным — “мужицкую“ медицину.
Войно-Ясенецкие переезжали из одного уездного города в другой. И везде доктора ожидали нищие больничные палаты и крестьяне, вереницей спешащие к нему на прием. На работе он проводил по 15–18 часов в сутки. А если появлялась свободная минута, Войно-Ясенецкий посвящал ее научным изысканием. Семья жила в нищете, каждую копейку откладывали на поездку в Москву для сдачи докторских экзаменов.
При этом он не только лечил своих пациентов, но и помогал им с деньгами. Одному бедняку подарил дорогой пояс (прямо с себя снял). Другому — ковер, прежде висевший в его кабинете. Вопрос “Есть ли у вас средства на лечение?“ больные нередко слышали от Войно-Ясенецкого. Он много думал о пациентах, но просмотрел болезнь в своем доме.
У Анны был туберкулез. В те времена верили, что от этой болезни избавляет южный, сухой климат. Войно-Ясенецкие уехали в Ташкент. Южный климат не помог. Анна умерла в 1919 году.
О ее смерти позже было сложено несколько легенд. Вот одна из них.
Была у врача Войно-Ясенецкого жена-красавица. Как-то заболела, слегла, и больше не вставала. Ни муж, ни другие доктора не смогли спасти ее. В день своей смерти она подозвала к себе старших детей. Перекрестила. И померла. А с младшим попрощаться не успела. Но тут он вдруг появился в дверях и как закричит: “Мама! Мама!». И что же вы думаете? Рука покойницы поднялась и перекрестила младшенького. С тех пор Войно-Ясенецкий в Бога уверовал и в монахи постригся.
Это, конечно, всего-навсего фольклор. Но в каждом мифе есть доля правды.
Хирург-священник
Едва ли Войно-Ясенецкий искал утешения в религии — он принимал и оперировал больных 16 часов в сутки. Но однажды, спустя два года после смерти жены, явился на работу в рясе священника. Это было в феврале 1921 года и вызвало шок у коллег.
Надеть рясу в то время, когда повсюду висят плакаты о злейших врагах — помещиках, попах и белых офицерах! И всем стало ясно, что Войно-Ясенецкого совсем скоро арестуют.
И снова легенда-быль о хирурге-священнике.
В свободные от операций часы он проводил в церкви — писал иконы. Как-то рабочие забрались на крышу — кресты ломать. Тут Войно-Ясенецкий вышел и начал ругать их. Один из рабочих в тот момент стоял на верхушке лестницы, и, когда грозный батюшка в ярости толкнул ее, упал и сломал ногу.
Войно-Ясенецкий позвал санитаров, приказал отнести бедолагу в больницу, а там сделал ему операцию. После снял халат, вымыл руки и пошел в милицию (“Арестуйте меня!“).
На самом деле Войно-Ясенецкий в милицию сдаваться не ходил — за ним пришли, когда он делал операцию. К тому же это бы уже второй арест, первый случился еще до семейной трагедии и в некотором роде приблизил смерть Анны. Но и первый, и второй аресты к тюрьме не привели. Через два месяца хирурга Войно-Ясенецкого отпустили.
Ссылка
Епископский сан был присвоен Войно-Ясенецкому в мае 1923 года. А в июне он снова был арестован. Ему предъявили нелепые обвинения. На этот раз заключения было не избежать.
На суде обвинитель спросил хирурга-священника: “Ночью вы молитесь, а днем людей, получается, режете! Разве вам это позволяет ваш бог?». Подсудимый ответил вопросом на вопрос: “Я это делаю для их спасения, а ради чего вы режете людей?».
Войно-Ясенецкого отправили в Енисейск, где и пошла первая молва о необыкновенном священнике-хирурге.
Находясь в ссылке, архиепископ Лука продолжал лечить людей. Однажды его вызвали на допрос. “Как вы смеете заниматься практикой?», — кричал на него чекист. А Войно-Ясенецкий отвечал так: “Денег с больных я не беру, а отказывать им, простите, не имею права — клятву Гиппократа давал».
Кроме того, он продолжал богослужения, из-за чего провел несколько дней в одиночной камере.
В довоенное время епископ Лука стал едва ли не самой популярной личностью в Красноярском крае — вторую ссылку он провел в Туруханске. Работал в местной больнице, выполнял сложнейшие операции. Опять же совершал богослужения.
Один из пациентов, важный чиновник, как-то задал провокационный вопрос Войно-Ясенецкому: “Вы, профессор, Бога не видели, как же можете утверждать, что он существует?“. “Я не раз вскрывал человеческий череп, и никогда не видел там так же и ума, и глупости“ — парировал хирург-священник.
В 1925 году Войно-Ясенецкий был отправлен в деревню, расположенную в двухстах километрах от Полярного круга. Здесь он жил в маленькой ветхой избушке. Не умер от голода и холода лишь благодаря помощи местных жителей.
Удивительно, но ссыльный доктор находил силы и на научную работу. Уже в конце двадцатых о нем знали за границей, его статьи были опубликованы в немецкой газете. Как туда попали работы советского хирурга-священника? Несмотря на страх перед арестом, у Войно-Ясенецкого находились сторонники, которые всячески помогали ему.
Война
Есть такая версия. Во время войны Сталин вызвал к себе Бурденко и спросил, что ему нужно для нормальной работы. Главный военный хирург ответ: “Войно-Ясенецкого“. Спустя несколько дней тот был на свободе.
Так ли это было, неизвестно. Но в войну архиепископу Луке действительно доверили управление несколькими сибирскими госпиталями. Более того: Сталин присвоил ему звание генерал-майор. При этом условия Войно-Ясенецкого были соблюдены: рясу он не снимал, богослужения совершал. Священник-хирург в генеральских погонах на всю жизнь запомнился солдатам Красной армии.
Последние годы
В конце 40-х Войно-Ясенецкого еще несколько раз возили на Лубянку. Обещали должность кремлевского врача, ректора медицинского института и даже звание академика. В том случае, если он снимет рясу. Упрямец Войно-Ясенецкий отвечал: “Не могу раздвоить себя!“.
И его больше не трогали, но держали подальше от Москвы. Последние годы он провел в Симферополе.
Архиепископ Лука оперировал вплоть до 1955 года, пока полностью не потерял зрение. Умер в 11 июня 1961-го.
Дети Валентина Войно-Ясенецкого стали тоже врачами. Но ни один из них не наследовал от отца ту невероятную силу воли, бесстрашие, непоколебимость. Во всяком случае, любопытство советского писателя, решившего написать в 60-е годы биографию святителя Луки, вызвало у сыновей раздражение и страх (такая книга могла не лучшим образом повлиять на карьеру).
Храмы
Святитель Лука похоронен в Симферополе. Его могилу (находится справа от главного входа) круглый год посещают паломники из разных городов — считается, что молитва здесь избавляет от болезней.
В 1995-м хирург священник был причислен к лику святых. Церкви, названные его именем, есть в городах России и Украины.
В Москве три храма Святителя Луки. Первый находится на Симферопольской, второй в Марьине. Третий — в научном центре им Бакулева. Кроме того, в 2008 году, на улице Маршала Рыбалко, на территории 52-й больницы, была освящена часовня Святителя Луки.
Храмы есть в Воронеже, Липецке, Екатеринбурге, Красноярске, Киеве, Одессе. И конечно, в городе, где он провел последние годы. Мощи Святителя Луки хранятся в Свято-Троицком соборе.
Церковь расположена на улице Одесской. Построена на месте старой деревянной, возведенной в XVIII веке. Святитель Лука Крымский здесь был настоятелем с 1946 года.
Здесь же, в Симферополе, несколько памятников Войно-Ясенецкому. В разных городах больницы и госпитали названы в его честь. И один из крупнейших сибирских медицинских вузов — Университет им Войно-Ясенецкого в Красноярске.
В том же городе в 2002-м установлен памятник Святителю Луке.