Историческая драма Стивена Спилберга «Список Шиндлера» была отмечена семью Оскарами и сразу же оказалась в списке лучших киношедевров всех времён. 

История создания

Сюжет основан на реальных событиях: спасении немецким коммерсантом Оскаром Шиндлером свыше тысячи польских евреев от уничтожения в годы Холокоста.

Сценарий сделали по роману австралийского писателя Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». В свою очередь, прозаик создал его на основании бесед с Леопольдом Пфеффербергом – польским евреем, который был очевидцем тех событий и поделился своими воспоминаниями. В 1982 году Кенилли получил за этот роман Букеровскую премию, а в 1983-м – Орден Австралии.

Голливудская студия Universal приобрела у него права на экранизацию тогда же, но приступить к съёмкам такого сложного проекта на столь мрачную тему Спилберг не решался много лет. Он хотел стать продюсером картины, а роль режиссёра предлагал многим маститым мэтрам.

Мартин Скорсезе отказался, заявив, что эту историю должен снимать только еврей. Но и режиссёры-евреи – Сидни Поллак, Роман Полански и Билли Уайлдер – тоже не взяли на себя такой отвественности.

Спилберг в итоге взвалил этот груз на себя, сняв за 72 дня масштабный, потрясающе глубокий по силе воздействия фильм. Съёмки его проходили в Польше. 

Список Шиндлера. Съемки фильма

Наряду с актёрами, в массовых сценах было задействовано 20 тысяч статистов, одетых в костюмы 30х / 40х годов. Причём большая часть одежды – подлинная: перед съёмками по всей Польше распространили объявления о покупке старых вещей в стиле середины ХХ века, и многие люди «разворошили бабушкины сундуки».

В начале 90-х Спилберг мог бы без проблем получить разрешение польских властей на съёмки в настоящем Освенциме. Например, Джеймс Бонд в то время гонял на настоящем танке по настоящим улицам Петербурга (фильм «Золотой глаз» с Пирсом Броснаном). Но из уважения к жертвам Холокоста Спилберг не пошёл в Освенцим, а воссоздал концлагерь в декорациях рядом.

На главную роль претендовали Мел Гибсон и Кевин Костнер – голливудские звёзды первой величины, которые в то время были на пике популярности. Однако Спилберг взял на роль Шиндлера тогда ещё малоизвестного Лиама Нисона.

Список Шиндлера. Съемки фильма

В большинстве стран фильму была присвоена возрастная категория «16+» (реже «13+»). По мнению абсолютного большиства зрителей, это безусловный шедевр, однако очень тяжёлый для просмотра в психологическом плане.

Фильм действительно получился настолько жёстким, реалистичным и пронзительным, что кое-где его пытались подвергнуть цензуре. Например, на Филиппинах прокатчики хотели вырезать некоторые сцены насилия и обнажённой натуры. Узнав об этом, Спилберг потребовал или демонстрировать фильм целиком, или не пускать в прокат вовсе, и настоял на своём: картину показали без цензуры.

«Список Шиндлера» стал самым дорогим проектом в истории кино из всех снятых в чёрно-белом формате. Но и самым кассовым: он окупился в прокате более чем 15 раз.

Самые тяжёлые сцены

На съемочной площадке, как потом вспоминал Спилберг, царила гнетущая обстановка. Неудивительно: восстанавливались события одной из самых страшных страниц в истории человечества. Что самое запоминающееся в Списке Шиндлера»?

Девочка в ярком пальто? Может быть… 

Список Шиндлера. Съемки фильма

Образ ребенка в красном среди черно-белого ужаса — талантливая режиссерская находка. Эту девочку, позже Шиндлер еще раз видит, уже мёртвой, и в тот момента в его душе, душе ловкого бизнесмена, для которого война — лучшее время для наживы, происходит перелом.

Но не менее тяжела сцена, где матерей разлучают с детьми, и тот момент, где маленького мальчика прогоняют из своих убежищ» другие дети, и он прячется в отхожем месте. Но и там все занято…

Список Шиндлера

Или когда еврейки Шиндлера попадают в Освенцим, видят людей, спускаюшихся в камеры смерти. Видят то, во что раньше верить не хотели, и сами оказываются в шаге от гибели. 

Много в фильме Спилберга сцен, запоминающихся навсегда. И есть одна, не столь сильная по эмоциональному воздействию, но очень важная. 

Евреи направляются в гетто. За ними наблюдают жители Кракова, но без сочувствия. Поляки в кадр не попадают, но мы видим камни, которые летят в спины евреев. 

И всего на несколько секунд появляется в этой сцене девочка лет десяти. Она остервенело кричит: Убирайтесь, евреи!» (в русском переводе почему-то Прощайте, евреи!»).

Список Шиндлера

Она не знает, за что нужно ненавидеть этих людей, но их ненавидят ее родители, а она, как и любой ребенок, подражает взрослым. Этот эпизод один из самых важных, и может быть, самый поучительный. 

Величайшее зло происходит с молчаливого согласия или даже одобрения тех, кого позже не назовут преступниками, тех, кто никогда не понесет наказания. Однако они соучастники. В холокосте виновны не только Амоны Геты, но и вот такие мирные жители, с радостью наблюдавшие за уничтожением людей, вызывавших прежде у них раздражение, зависть и… необъяснимую, дикую, средневековую ненависть к инородцам.