Сейчас там подземный музей, мемориальный комплекс. А напротив — просторное, неуютное кафе, у которого почти круглый год стоят экскурсионные автобусы (не стоят они здесь только весной 2020-го).

Каждый гость города Керчи посещает Аджимушкайские каменоломни — это одно из самых популярных туристических мест в восточном Крыму. Вот только с каждым годом сюда приезжают все меньше людей, знающих о том, что происходило в здесь в сорок втором…

Аджимушкайские каменоломни

Сто семьдесят дней и ночей в Аджимушкайских каменоломнях погибали люди от голода, жажды и ран. Из тринадцати тысяч в живых остались сорок восемь.

О тех событиях написано несколько книг. На основе одной из них — повести Алексея Каплера Двое из двадцати миллионов» — в 1986 году был снят фильм Сошедшие с небес» с Александром Абдуловым и Верой Глаголевой в главных ролях. Этот фильм, увы, знают не все. Что уж говорить о книге…

А ведь Сошедшие с небес» надо смотреть и пересматривать. Чтобы помнить — Аджимушкайские каменоломни и прочие мемориальные комплексы в нашей стране — это не просто туристические места. А 9 мая — это не радостный праздник, когда можно нацепить на машину наклейку Можем повторить!» , нарядиться в военную форму и пофоткаться для соцсетей. Это День памяти.

Двое из двадцати миллионов

Когда Каплер начал писать эту книгу, из тех сорока восьми выживших осталось только двадцать четыре. Каждый год Девятого мая они приезжали сюда, спускались в бывшую каменоломню, вспоминали в тысячный раз защитников Аджимушкая и вдыхали воздух, который пропитан летом сорок второго». Каплер наблюдал за этими людьми, и у него родился сюжет для книги о двух выживших.

Сошедшие с небес. Двое из двадцати миллионов

Выпускник летного училища Сергей и совсем еще юная медсестра Маша. Их любовь зародилась в том подземном аду, в самое неподходящее для того время. Они, как тысячи других узников, были обречены.

Но однажды Маша, уставшая от стонов умирающих и собственной беспомощности, не выдержала, выбралась из каменоломни. И пошла колодцу, на который был круглые сутки нацелен немецкий автомат. Она шла открыто, не таясь

Случилось чудо. Несколько секунд в голове немецкого автоматчика происходила борьба между чувством долга» и жалостью к изможденной человеческой фигурке. Последнее победило. Немец не выстрелил. Через несколько минут Маша вернулись в каменоломню с полным ведром. Спасла себя, Сергея и еще кого-то из тех сорока восьми…

А после Каплер рисует черно-белую картину жизни, которая с каждым годом обретает цвета. Да, Маша, засыпая, нередко оказывается в керченских каменоломнях, но, просыпаясь, видит мирное небо над головой…и продолжает жить. Позади Великая Победа, голодный карточный сорок шестой. И рядом всегда Сергей, который в самые трудные минуты напоминает: Подумай! Мы живы!». 

 

И вот уже тридцать лет прошло. В квартире Марии и Сергея дети, внуки, фронтовые друзья. Празднуют День Победы. Салют. Застольные речи. Смех…

Дойдя до этого места, немного забываешь о том, с чего начиналась эта история любви. А потому концовка повести пробирает до мурашек.

Автор возвращает нас в 1942-й, в Аджимушкайские каменоломни.

Чуда не случилось. Немец не сжалился. И, как сказал герой другой военной повести, старшина Васков:

… могла бы детей нарожать, и не оборвалась бы ниточка, а они по этой ниточке ножом…

Или автоматом…

Мы часто вспоминаем о наших дедах и прадедах, которые погибли, или выжили, но внесли свой вклад в Победу. И мы благодарны им за то, что живы. Но мы все реже думаем о безымянных молодых солдатах, об их нерожденных детях, внуках, правнуках. О них повесть Каплера.

Его герои — двое из двадцати миллионов, сошедшие с небес. 

Экранизация 

Владимир Кунин на основе повести Каплера написал хороший сценарий. Режиссер Наталья Трощенко сняла по нему хороший фильм (в том же году ее не стало). 

Вместо Абдулова можно еще представить другого актера в роли Сергея. Вместо Глаголевой — никого. Потому как в ней было редкое сочетание качеств — внешняя хрупкость и совсем неженская сила. Этими качества и Каплер наделил свою Машу.

Сошедшие с небес», конечно, во многом отличается от книги. Там нет некоторых интересных персонажей, кроме того, в фильме показаны только послевоенные годы. Однако среди достоинств экранизации — дуэт Абдулова и Глаголевой, музыка. И, конечно, финальная сцена.

Сошедшие с небес. Двое из двадцати миллионов

В таких сценах актеры сниматься не очень-то любят. Многие относятся к этому с большим предубеждением, считают дурным знаком. Но Абдулов и Глаголева были людьми молодыми, несуеверными. Сцена расстрела их не пугала. Хотя далась им непросто.

Когда вышел фильм Сошедшие с небес», Вере Глаголевой было тридцать. Ее старшей дочери Ане — восемь. Анна Нахапетова как-то рассказывала, что они с сестрой очень любили этот фильм. Но родители запрещали смотреть им финальную сцену. Неудивительно, ведь смотреть её отстранённо, равнодушно и взрослому человеку не под силу.