Наиболее выдающиеся успехи реалистической литературы XIX века связаны с многоплановым социально-психологическим романом, укрепившимся на протяжении второй половины столетия в качестве ведущей жанровой формы.

Масштаб охвата действительности, обусловливающий поведение и судьбы героев, менялся от панорамности цикла Человеческой комедии» Бальзака до камерных и проникновенных романов Джейн Остин. Однако желание авторов выявить и показать взаимосвязь героя и социума роднило их всех.

В рамках социально-психологического романа существовал ряд жанровых разновидностей, сложившихся на протяжении предыдущих веков.

А именно:

  • сатирический;
  • исторические;
  • история любви;
  • история нравов;
  • роман воспитания (выросший из жизнеописаний).

Привычка читателей знакомиться с представленным их вниманию героем и следовать за ним по всем изгибам жизненного пути диктовала художникам некоторые правила изложения. Однако яркие мастера слова их умело использовали и трансформировали. Стилистика повествования и композиционные примеры у Мериме, Диккенса, Флобера порой разительно отличались друг от друга.

Эти замечания важны в связи с нараставшей на протяжении XX века неудовлетворенностью литераторов и критиков реалистическим искусством. Его творцов обвиняли, среди всего прочего, в бедности выразительных приёмов. В демонстрации лишь поверхностных, видимых связей, в то время как истинны лишь глубоко скрытые.

Словом, усложнение социальной обстановки, потеря опоры в традиционных духовных ценностях девальвировали достижения авторов великих социально-психологических романов. Произведения XIX века стали рассматриваться как факты в истории литературы, но не как стимул к подражанию.

Однако несколько жанровых разновидностей социально-психологического романа по-прежнему остались в магистральном русле литературы. Они остались благодаря мощи художественного таланта их творцов и необходимости свести воедино разнообразные проявления в современной жизни, рассказать о новых социальных факторах, воздействующих на человека.

В первую половину XX века лидировали:

  1. Роман-эпопея, демонстрировавший масштаб потрясений.
  2. Семейный роман, через семью как ячейку общества дающий картины социального развития.
  3. Антиутопия, предупреждающая против опасных общественных тенденций.

Особый вес между двумя мировыми войнами приобрела тема войны. Правда, неверно было бы называть ее военной. Скорее, это антивоенная тема.