Наиболее выдающиеся успехи реалистической литературы XIX века связаны с многоплановым социально-психологическим романом, укрепившимся на протяжении второй половины столетия в качестве ведущей жанровой формы.
Масштаб охвата действительности, обусловливающий поведение и судьбы героев, менялся от панорамности цикла “Человеческой комедии» Бальзака до камерных и проникновенных романов Джейн Остин. Однако желание авторов выявить и показать взаимосвязь героя и социума роднило их всех.
В рамках социально-психологического романа существовал ряд жанровых разновидностей, сложившихся на протяжении предыдущих веков.
А именно:
- сатирический;
- исторические;
- история любви;
- история нравов;
- роман воспитания (выросший из жизнеописаний).
Привычка читателей знакомиться с представленным их вниманию героем и следовать за ним по всем изгибам жизненного пути диктовала художникам некоторые правила изложения. Однако яркие мастера слова их умело использовали и трансформировали. Стилистика повествования и композиционные примеры у Мериме, Диккенса, Флобера порой разительно отличались друг от друга.
Эти замечания важны в связи с нараставшей на протяжении XX века неудовлетворенностью литераторов и критиков реалистическим искусством. Его творцов обвиняли, среди всего прочего, в бедности выразительных приёмов. В демонстрации лишь поверхностных, видимых связей, в то время как истинны лишь глубоко скрытые.
Словом, усложнение социальной обстановки, потеря опоры в традиционных духовных ценностях девальвировали достижения авторов великих социально-психологических романов. Произведения XIX века стали рассматриваться как факты в истории литературы, но не как стимул к подражанию.
Однако несколько жанровых разновидностей социально-психологического романа по-прежнему остались в магистральном русле литературы. Они остались благодаря мощи художественного таланта их творцов и необходимости свести воедино разнообразные проявления в современной жизни, рассказать о новых социальных факторах, воздействующих на человека.
В первую половину XX века лидировали:
- Роман-эпопея, демонстрировавший масштаб потрясений.
- Семейный роман, через семью как ячейку общества дающий картины социального развития.
- Антиутопия, предупреждающая против опасных общественных тенденций.
Особый вес между двумя мировыми войнами приобрела тема войны. Правда, неверно было бы называть ее военной. Скорее, это антивоенная тема.