Экзистенциализм в литературе (от позднелатинского exsistentia — суще-ствование) — течение, выявляемое с достаточной отчетливостью лишь во Франции накануне, в годы Второй мировой войны и сразу после нее.

Пред-ставлено писателями, одновременно выступавшими как философы-экзистенциалисты: Г. Марсель (религиозная ветвь), Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар, А. Камю (атеистическая ветвь).

Значительно шире, хронологически и географически, распространены умонастроения экзистенциалистского толка — помимо французской (А. Мальро, Б.Виан, отчасти Ж. Ануй), также в испанской (М. де Унамуно), американской (Н. Мейлер, Дж. Болдуин), английской (А. Мердок, У. Голдинг), немецкой (Э. Носсак, поздний А. Деблин), японской (Кобе Абэ) и других литературах.

Зачастую, однако, причастность к экзистенциализму отвергается самими писателями. Это делает его границы зыбкими, а отнесение к нему тех или иных имен спорным.

Особенности экзистенциализма в литературе

Предельная напряженность переживания кризиса буржуазной цивилизации ХХ века как невозместимого износа в ней всех духовных смыслов и ценностей.

Метафизическое освящение этой «смыслоутраты» через отсылку к извечному трагизму смертного «человеческого удела».

Тщетные намерения его преодолеть (нередко — попросту претерпеть), перестраивая изнутри миросозерцательные установки самой личности, нравственно «выпавшей» из привычного социума и покинутой в одиночестве среди враждебности сущего.

Все эти признаки, особенно выпукло обозначающиеся в экзистенциализме, побуждают усматривать перекличку с ним всякий раз, когда произведения крупных мастеров слова обнаруживают сходное звучание. Хотя бы оно и возникало вполне независимо на той же духовно-исторической почве.

При таком расхожем расширительном словоупотреблении понятие «экзистенциализм в литературе» покрывает разномастный поток явлений, которые отмечены трагическим гуманизмом, заостренным до болезненной ущербности. И обретающим своих предтеч в Б. Паскале, С. Кьеркегоре, Ф. Ницше, Ф. Кафке, в односторонном (при посредничестве Л. Шестова и Н. Бердяева) истолкованном Ф. М. Достоевском.

Театр и проза экзистенциализма вырастают из той подспудной тяги идеалистической философии существования к писательскому видению жизни, слагаемые которой прослеживаются уже у предшественников экзистенциализма. В частности, это — иррационалистическое понимание Кьеркегором истины как высвечивания сокровенных тайн единичного бытия самого мыслящего.

Не обладая общеобязательностью достоверного знания, она имеет особую обшезначимость душевной подлинности, исповедального раздумья, которое зачастую подается в дневниково-эпистолярном виде или как драматизованная беседа. Другим слагаемым была феноменология Э. Гуссерля, отдававшая предпочтение особому интеллектуальному «схватыванию» вещей, как бы впервые явленных; очищенных от «книжных» источников премудрости.

Все подчас соперничающие ветви экзистенциализма роднит, во-первых, уязвленное недоверия к текущей истории. Во-вторых, все они не приемлют основную посылку европейского рационализма относительно глубинного торжества бытия и мышления.