“Шахматная новелла” – последнее и одно из самых известных произведений австрийского писателя Стефана Цвейга.
О чем новелла
На большом океанском пароходе, направлявшемся из Нью-Йорка в Буэнос-Айрес, среди пассажиров был чемпион по шахматам Мирко Чентович. Разгромив всех шахматистов США, он ехал пожинать лавры в Аргентину.
О Чентовиче писали, а вернее, кричали все американские СМИ – он ворвался в шахматный мир неожиданно, громко и в считанные годы встал в один ряд с такими светилами, как Капабланка, Алехин, Ласкер, Боголюбов. Впрочем, писали не только о невероятном даре чемпиона, но и о его безграничном невежестве. Ни на одном языке он не мог без ошибок написать и двух слов.
Необразованный сын нищего югославского лодочника стал мировой знаменитостью, состоятельным и уважаемым человеком. И все благодаря шахматной доске, которая случайно попалась ему на глазах в доме пастора. “Чудо природы”, как назвал его один из героев новеллы.
«Чентович был начисто лишен чувства юмора и, сделавшись чемпионом, стал считать себя самым важным человеком в мире. Сознание того, что он сумел одержать победу над всеми этими умными и культурными людьми, блестящими ораторами и писателями, и к тому же зарабатывает больше их, обратило его прежнюю неуверенность в холодную надменность»
Но на том самом пароходе, направляющимся в Аргентину, ехал ещё один интересный пассажир. Тихий, бледный, неприметный, он сломил холодную надменность Четновича. Этот человек умел предугадывать мат за девять ходов, знал все комбинации, применявшимися Алехиным, Боголюбовым и прочими светилами.
Кто он? Ещё один шахматный гений? Участник международных соревнований? Отнюдь. Он не был шахматистом. Более того, он не играл более двадцати пяти лет.
Его знание ходов и комбинаций – последствия изощрённых гестаповских пыток, истязаний пустотой и одиночеством.
Режиссер Герд Освальд в 1960 году экранизировал повесть Стефана Цвейга. Чентовича сыграл М. Адорф. Таинственного пассажира, одержимого шахматной игрой, – К. Юргенс