С 1986 года руины города Дельфы находятся под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
В древности Дельфы считались центром мира.
Как повествует древнегреческая легенда, Зевс с противоположных концов Земли выпустил двух орлов. Над склонами горы Парнас они столкнулись, пронзив друг друга клювами.
В тот же момент с неба упал конической формы камень, который и обозначил центр Вселенной – пуп Земли. Камень этот получил название «омфалос» и стал одним из символов дельфийского святилища.
Дельфы были священным местом для всех древних греков. Знаменитый город, важнейший религиозный центр Древней Греции, запечатленный в древних письменных источниках и мифах, исчез под вековыми наслоениями, но забыть его было просто невозможно.
Никто не знал, где он находится, но уже в ХVII веке английские и французские исследователи предприняли поиски исчезнувшего города, однако безуспешно. В 70-е годы XIX века в результате систематических раскопок немецким и французским археологам удалось обнаружить древние Дельфы.
Сегодня Дельфы – это археологический комплекс, расположенный на юго-западном склоне знаменитой горы Парнас, на высоте 700 м над уровнем моря, в священной долине между двумя могучими скалами Федриад. Частые землетрясения постоянно разрушали городские постройки, но руины многих из них сохранились до сих пор: храм Аполлона Пифийского, сокровищницы сифносцев, галерея-портик афинян, театр, стадион и другие сооружения.
Согласно археологическим данным, примерно с 1600 года до н. э. объектом поклонения в Дельфах было женское божество, связанное с культом Матери Земли. Около 1100 года до н. э. поселение приходит в упадок.
Дельфы участвовали в священных войнах. После последней, Четвертой, которая произошла в 339–338 годах до н. э., защитником Дельф был признан Филипп II Македонский.
В VII–VI веках до н. э. Дельфы стали общегреческим святилищем.
Храм Аполлона в Дельфах был наиболее знаменитым священным местом Древней Эллады и имел огромное значение для культуры Древней Греции. Храм Аполлона Пифийского датируют VI–IV веком до н. э.
На южном склоне горы высотой в 2457 м террасы уступами поднимаются к храму Апполона, который расположен в естественном каменном амфитеатре.
В храме Аполлона находился Дельфийский оракул, к кому за пророчеством обращался даже сам Александр Македонский. Святилище Аполлона было в древности одним из важнейших культовых центров Греции.
Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. Древние греки не начинали никаких серьезных дел – ни частных, ни государственных, – не посоветовавшись с оракулом в Дельфах.
Паломники приносил в дар богу ценности, а посланцы городов-полисов строили сокровищницы и сооружали бронзовые или мраморные скульптурные памятники.
Известный своими несметными богатствами царь Лидии Крез был эллинофилом и, стремясь приобщить Лидию к греческой культуре, посылал щедрые дары в греческие храмы. Общегреческому святилищу в Дельфах он преподнес статую льва из чистого золота.
Согласно легенде, Дельфийский оракул вначале принадлежал не Аполлону, а богине земли Гее. В то время первой прорицательницей была нимфа по имени Дафна. Однажды храмом завладел Аполлон, убив дракона Пифона, охранявшего оракула.
Спасая свою жизнь, Дафна превратилась в лавровое дерево. После этого случая Аполлон получил прозвище «Пифийский», а лавровое дерево почитается в Дельфах как священное.
Процедура обращения к оракулу и форма его ответов остается до конца неизвестной. Ответы от имени бога давала жрица – пифия – в прозаической или стихотворной форме.
Был даже составлен каталог дельфийских ответов Парка – Уормелла, содержащий 615 прорицаний, которые можно трактовать неоднозначно. К пифии обращались жители города Дельфы, паломники со всего мира, но она принимала не каждого и отказала даже самому Гераклу.
Ожидать пророчества жрицы приходилось до трех дней. Античные авторы изображают пифию сидящей на треножнике над расселиной и вдыхающей подымающиеся оттуда пары. А вот современные исследования не дают однозначного ответа о природе этого явления.
В честь Аполлона Пифийского и Дельфийского оракула регулярно проводились крупные спортивные состязания, известные как Пифийские игры, или Пифии.
После Олимпийских игр они были вторыми по значимости. Сначала Пифии проводили каждые восемь лет, а начиная с 586 года до н. э. они стали проходить каждые четыре года.
Первоначально Пифийские игры состояли только из пения под аккомпанемент кифары.
В 590 году до н. э. добавили пение под аккомпанемент флейты, отдельно игру на флейте, а также гимнастические и конные соревнования. Музыкальные дисциплины имели главенствующее значение, хотя в программу были включены также зрелищные конкурсы атлетов, гонки квадриг и скачки.
Во время Пифийских игр проводились также состязания философов, которые назывались «Семь мудрецов» и были известны во всей Элладе. В театре проводились музыкальные соревнования, на стадионе – атлетические состязания, а вот гонки на колесницах устраивались на равнине у соседнего города Криса.
На время Игр устанавливался священный мир, который гарантировал участникам и зрителям безопасную поездку в Дельфы и обратно домой. Игры приносили городу огромные доходы. В это время агора становилась торговым местом для художественных товаров.
Пифийские игры были играми чести. Победителей награждали венком из лавра, который был посвящен Аполлону. Ветви лавра приносили из священной рощи Темпейской долины. Иногда победителям устанавливали статуи. Полисы активно поддерживали своих представителей, чтобы они могли добиться успеха.
Пифийские игры способствовали консолидации нации. В сознании греков формировалось представление, что Дельфы – это духовная столица эллинского мира, общий очаг Эллады. Это позволило дельфийским жрецам на протяжении долгих столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием. Благодаря такому статусу Дельфы стали центром кредитных операций.
Пифийские игры были запрещены примерно в то же время, когда закончилось проведение Олимпийских игр – около 394 года н. э.
Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца V века до н. э., но даже тогда Дельфы оставались одним из крупнейших общегреческих святилищ. В 290 году до н. э. власть над Дельфами перешла к Этолийскому союзу. В 279 году до н. э. галлы разбили греков на перевале Фермопилы и разграбили святилище в Дельфах.
Затем власть над Дельфами установил Рим. В 80-е годы I века до н. э. город был разграблен фракийскими племенами, но храм в Дельфах был восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку.
Окончательно оракул был запрещен в 394 году императором Феодосием I.
Главным историческим памятником Дельф является храм Аполлона Пифийского, обнаруженный во время раскопок в 1892 году. Каменный храм Аполлона был построен в V веке до н. э. Он претерпел разрушения при землетрясении, но был отстроен заново. Просуществовав тысячу лет, храм был разрушен христианами.
До наших дней сохранилось каменное основание со ступенями и несколько колонн дорического ордера.
Напротив храма Апполона расположен сохранившийся до наших дней главный алтарь святилища из черного мрамора.
Еще одним впечатляющим и значительным строением комплекса святилища Апполона в Дельфах является сокровищница афинян, построенная около 525 года до н. э. в честь победы афинян в битве при Саламине.
Тут хранились военные трофеи и другие предметы, посвященные богу Аполлону. Это небольшое строение, выполненное из паросского мрамора. Сокровищница украшена рельефами – уникальными образцами искусства архаической эпохи. На них изображены подвиги Геракла и Тесея.
Сохранилось также много росписей с текстами, которые очень важны для изучения праздников и обычаев древних греков: несение треножника, несение огня. Тут же высечено два гимна Аполлону. Сокровищница Дельф – единственный памятник, который хорошо сохранился, что позволило французским реставраторам в 1906 году восстановить ее первоначальном виде.
Античный стадион, сооруженный в VI веке до н. э., вмещал до 6 тысяч зрителей. Он сохранился лучше других подобных исторических памятников.
Стадион расположен неподалеку от древнего театра, на самой вершине, над храмом Аполлона и городом Дельфы. Тут проходила атлетическая часть состязаний Пифийских игр.
Древний Дельфийский театр был возведен так, чтобы зрители могли видеть храм Аполлона и долину внизу.
Он расположен в святилище Аполлона. Театр не раз перестраивался, и современный облик с каменными скамьями, орхестрой и сценой он приобрел во времена римской эпохи, во II веке до н. э. Именно здесь проходила музыкальная часть Пифийских игр.
Чаша театра сформирована природным способом, хотя насыпь сделана искусственно. 35 рядов театра вмещали около 5 тысяч мест. От сцены остался лишь фундамент. На территории театра проводились раскопки и работы по консервации, но от каменных скамеек постоянно откалываются большие куски известняка, а многие архитектурные детали разбросаны по всему святилищу.
Шедевром архитектуры, назначение которого до сих пор неизвестно, является толос Афины Пронои, который датируют III веком до н. э. От впечатляющего кругового строения, выполненного в форме ротонды, сохранилось 800 м. Строение состоит из двадцати дорических колонн и десяти коринфских полуколонн.
Вся постройка стоит на площадке с тремя невысокими ступенями. В сооружении использовано много видов строительного материала: синий известняк, пентелийский и паросский мрамор. Крыша толоса была оформлена статуями, изображающими танцующих женщин.
Но ни статуй, ни рельефов толоса не осталось. Памятник был частично восстановлен в 1938 году, и в Археологическом музее Дельф экспонируют его архитектурные детали и сохранившиеся части рельефных украшений.
Старейшей из дельфийских святынь является Кастальский источник, посвященный Аполлону и его служительницам – музам. Это родник, бьющий из-под земли у подножия скалы на горе Парнас. Гора Парнас хорошо известна по древнегреческим мифам, где о ней неоднократно упоминают.
Свое название источник получил от имени нимфы Касталии, которая бросилась в него, спасаясь от преследований Апполона. Легенда гласит, что этот источник дарит вдохновение каждому, кто его ищет.
Это связано с химическими испарениями, которые якобы исходили из глубин земли и «вдохновляли» пифию Дельфийского оракула.
В Кастальском источнике омывались жрецы и служители храма, пифия – перед началом своих прорицаний, а также люди, приходящие за пророчеством и оставляющие богам свои дары.
Согласно одному из поверий, три глотка из этого источника кого угодно делают поэтом, шесть принесут удачу в делах, а девять – подарят любовь.