Реализм в литературе — направление, для которого характерно правдивое воспроизведение действительности. В произведениях зарубежных и русских писателей-реалистов отсутствуют преувеличения и искажения.

Как реализм в XX веке взаимодействовал с другими литературным течениями, каковы его характерные черты? И кого относят к ярким представителям этого направления?

Особенности

Реализм в литературе 20 века выявил свою преемственность в сравнении с классическим и одновременно обнаружил новые черты. В первой половине столетия он существует в размежевании, противостоянии и частичном взаимодействии с модернизмом.

На протяжении столетий в литературе именно реализм обнаружил свою последовательную способность к выживанию. Он пережил и модернизм. Это особенно удивительно, учитывая сильнейшие тенденции к отчуждению людей друг от друга, проявившиеся в XX веке, под действием разобщающих мировых сил, запущенных в действие технизацией и империализмом.

Реализм в литературе XX века

Горечь отчуждения сквозит в названиях романов ведущих представителей литературного реализма  XX века. “Все люди враги» (Р. Олдингтон), “Каждый умирает в одиночку» (Г. Фаллада), “Домой возврата нет» (Т. Вулф).

Реализм XX века сохранил в неизменности ряд основополагающих черт, присущих классическому. И более того — выявил приверженность к реалистичным тенденциям практически всех предсуществующих эпох, которые впитал наряду с веяниями современности.

В литературном реализме 20 века усилился и обрел программность принцип ответственности за прошлое, воплощенное во всей истории человечества, тезис о его неразрывности с настоящим и будущим. Мы находим эту особенность практически у всех представителей этого течения.

Все, что имеет отношение к человеку вызывает глубокую заинтересованность реалиста.

Томас Манн

Томас Манн определяет реализм как “глубокое преклонение перед тайной человека». Правда, как оно было и раньше, критический пафос в реализме XX века, доминирует над категорией идеального. Победа героя над жизнью видится преимущественно в поражении.

Все победы одинаковы, а поражения неповторимы, утверждает У. Фолкнер. Поэтому в поражении раскрывается подлинное величие человека.

Литературный реализм XX века ставит болезненные и самые насущные вопросы перед читателем. Ответ на них может быть скрыт от нас, но постановка опыта корректна и глубоко насущна.

Психологизм против психоанализа

Сильнейшим инструментом в арсенале художественных средств реализма XX века продолжает оставаться и совершенствоваться психологизм. Он существует в идейном противостоянии фрейдистскому психоанализу — направлению, открытому в начале столетия.

Фрейдизм фактически снимает ответственность с человека за его действия, сводя все к биологии, тогда как психологический аналитизм в руках художника-реалиста демонстрирует недостаточность любых заданных схем, ибо нравственный выбор человека всегда непредсказуем.

В тоже время, по сравнению с реализмом классическим, реализм XX века обретает ряд новых качеств.

К их числу принадлежит действенный гуманизм. На это качество недвусмысленно указывает предисловие Джека Лондона к американскому изданию “Фомы Гордеева» Горького:

Его реализм — это нечто иное по сравнению с реализмом Толстого и Тургенева. Он живет и дышит в таком страстном порыве, какого они редко достигают.

Реальность XX века заставляет писателя открыто занимать позицию, участвовать в преобразовании мира либо его спасении.

В мире, где больше, чем прежде, начинает воцаряться хаос, реализм продолжает объяснять закономерности бытия. Речь не идет уже о прямом улучшении мира, но об упорядочении необъяснимого. Ибо исходит из посылки, что хотя мир может быть противоречив, трагичен и обманчив, он все же не бессмыслен.

Литературный реализм ХХ века словно исходит из того, что хотя мир застает человека врасплох, тот все же находит для себя нравственный выход. Дискретность и противоречивость мира созвучны таким же качествам человека, и то, что кажется неразрешимым, на деле имеет самые прозаические объяснения.

Однако противоречивость и парадоксальность составляют бесспорное и обоснованное место в мире, которое реализм, будучи правдивым искусством, в ХХ столетии не может не признать.

Как уже указывалось, реализм ХХ века распространяет чувство ответственности и причастности ко всему, что было, есть и будет, в отличие от модернизма (или постмодернизма), основанного на разрыве всяческих связей, на самозамыкании внутри камерного пространства, на самоустраненин художника из сферы социального и морального измерения.

В области художественной формы реализм ХХ века вбирает в себя любые приемы, включая самые новаторские и авангардные. Но подчиняет их одному: вовлеченностни в процесс непосредственного переживания всей сложности окружающего мира, в его «очеловеченном» восприятии.

Реализм ХХ века настаивает, что одно из важнейших и прекраснейших свойств в человеке — присущий ему императив нравственного выбора. Иными словами, жить вне «нравственного измерения речью» (Н. Скотт Момадэй) человек не может, и посредством художественного, как и повседневного, слова он самоопределяетея.

Торнтон Уайлдер

Торнтон Уайлдер потратил пятнадцать лет, чтобы выразить эту мысль в драме «Алкестиада» (1955).

В ее финале бог Аполлон задумал обманом вынудить трех Мойр, что наугад выбирают, отмеряют и режут нить человеческого бытия, сохранить жизнь любезного ему царя Адмета. Обман удается — Царь Адмет не умрет. Но… только при условии, что его место в Аиде добровольно займет кто-то другой. И Аполлон понимает, что проиграл‚ — ведь богу ведомо будущее: любящая жена Алкестиада непременно отдаст свою жизнь за жизнь мужа. Мойры отвечают потрясенному богу: «По одну руку от нас — закономерность. По другую руку — случайность. Человеческий выбор не подходит ни под одну из этих возможностей». Стало быть, человеческий выбор сокрыт тайной — и, быть может, потому-то в своем величии способен творить историю.

Наконец, реализм ХХ века придерживается мнения о том, что истина, жизнь и добро, красота — неразрывные, взаимообусловленные понятия. С этим согласен «социалистической реалист» Павел Вежинов, сказавший:

… искусство гораздо совершеннее науки. В сущности, наука ищет истину, а искусство ее создает. Искусство живо, как природа, наука же — скальпель, который часто ее убивает…

Павел Вежинов

К числу наиболее ярких и многообразных проявлений реализма ХХ века принадлежат:

  1. Литература «потерянного поколения».
  2. «Южная школа» американской прозы.
  3. Английский антиколониальный роман.
  4. Литература Сопротивления.

Начало века ознаменовалось приходом реализма в ряд стран Востока: Турцию (Ришад Нури Гюнтекин), Китай (Лу Синь), Индию и другие.

Жизнестойкость реализма в ХХ века доказывается и наличием специфических его ответвлений: социалистического реализма и «магического реализма». В сфере влияния реализма находится и ряд других явлении в литературах ХХ века.

Социалистической реализм

Это художественныи метод, возникший на волне революции 1917 года и ее теоретической основы — марксизма.

Марксизм и философия исторического материализма легли в основу театральной реформы Бертольта Брехта. Основы метода начали закладываться в критике Ральфа Фокса, находя подтверждение в пролетарской и социалистической литературе первой половины столетия.

В основе идеологии метода были заложены тезисы об изображении действительности «в ее революционном развитии» и о «человеке, формирующем окружающие (исторические) обстоятельства». Однако художественные средства социалистического реализма, исходя из идеологических принципов, лишь искали завершения в поэтике. Хотя синтез народного действа и агитпропа в театре, например, получал импульсы от конкретных социокультурных обшественньх условий как в первой, так и во второй половине века.

С 1947 по 1980-е годов просуществовала литература социалистического лагеря, продолжившая тот же импульс в прозе Э. Штриттматтера. П. Вежинова. Е. Ставиньского, Л. Мештерхази и других писателей, включая советских. В сферу влияния этой литературы с неизбежностью попадали некоторые явления литератур Востока и «третьего мира».

В первой половине века литературу социалистического импульса можно объединять и с «литературой социального действия». То есть с литературой Сопротивлении во Франции и Германии, с так называемым пролетарским романом.

Магический реализм

Этот метод представляет собой явление второй половины века. Он объединяет аборигенные латиноамериканские мифы с современной техникой письма, в основе которой заложены вышеназванные принципы реализма.

Литературный рализм 20 века не противоречит разнообразным сочетанием веры и современной реальности, одной из тенденций который является формализация религии и фактическое вытеснение Бога из сознания и бытия людей.

О трудной судьбе верующего художника в безбожной мире свидетельствует романы Генриха Белля, Грэма Грина, Жоржа Бернаноса, Уокера Перси. В них обостреннее выступает нравственное содержание конфликта.

Реализм в зарубежной литературе

Так, герой Грэма Грина добрый и без защитный священник Кихот видит сон, от которого просыпается в холодном поту. Толпа, собравшаяся на Голгофе, состоящая из самых разных людей, с нетерпением ожидает, когда распятый Иисус умрёт. Все твердо уверены, что он воскреснет и тем обеспечит их спасение. Монсеньор Кихот приходит к мысли, что вера заключается в преодолении сомнения, а без не может быть подлинной веры — только слепой фанатизм.

На протяжении XX столетия, подобно другим направлениям литературы, реализм обрел свои программные манифесты. К их числу относится речь Фолкнера при вручении ему Нобелевской премии, письма Томаса Манна, книга Ральфа Фокса “Роман и народ», книга Джона Гарднера “О нравственной литературе».