Декаданс в литературе — направление, которое характеризуется эстетизмом, имморализмом (отрицание принципов морали), индивидуализмом. Возникло в конце XIX века.

Термин декаданс»

Он происходит от позднелатинского decadence, то есть упадок. Если говорить о декадансе в литературе, то история происхождения немного другая.

Применительно к эпохе конца века» термин возник благодаря журналу Le Decadent, который публиковался в 1880 году во Франции, в Париже.

Ярчайшие представители декаданса в литературе

Декадентами называют группу писателей, творивших преимущественно во Франции, Англии, России и отчасти Америке, чья жизнь, эстетические взгляды и художественная практика обнаруживали ряд специфических черт.

Повышенная чувствительность к процессам умирания, увядания, распада и эстетизация, воспевание страданий и смерти — характерные особенности декаданса в литературе. Эти особенности нашли непосредственное отражение в творчестве Э. Ч. Суинберна, О. Уайльда, Стефана Малларме. В книгах М. Метерлинка, А. Теннисона.

Декаданс в литературе — творчество французского писателя Ж. Гюсманса с его романом Наоборот». Произведения прерафаэлитов в Англии, Ф. Ницше и Ст. Георге в Германии, Г. Д’Аннунцио в Италии.

К русским декадентам часто относят символистов Сологуба, Мережковского, Зинаиду Гиппиус. Советские литературоведы воспринимали это направление как кризисное явление европейского искусства конца XIX века.

Декаданс в литературе

Говоря о декадансе и характеризуя его как упадок, отмечают обычно противоречие между виртуозностью техники, между культом формы и утратой цельного содержания.

Для декаданса характерны уход в мелкотемье, неспособность и нежелание литераторов обращаться к серьезным темам современности. Здесь декаданс смыкается с чистым искусством, склонным к замыканию на искусстве. В то же время и на искусственности.

Декадансу в литературе, кроме прочего, свойствен аморализм, отрицание норм буржуазной морали, что выражается в тяготении к паранормальным явлениям и в эпатаже. Например, безудержный эротизм некоторых серий О. В. Бердсли, гомосексуальные мотивы творчества Георге и Уайльда.

Считается, что декаданс явился, с эстетической стороны, реакцией на реализм и натурализм с их социальной и физиологической конкретикой. С социальной же — на усиление бездуховности и технизации общества.