В истории литературы XX века экспрессионизм — одно из первых крупных новых течений. Но, в отличие, например, от экзистенциализма, рассмотрение этого художественного метода и анализ произведений его ярчайших представителей вызывает зачастую значительные трудности.
Эти трудности связаны в немалой степени с путаницей определений, приводимых в учебниках. Вместе с тем, если помнить о стране, где экспрессионизм возник, то ложного толкования названия метода удастся избежать. Равно как и смешения с импрессионизмом.
Экспрессионизм один из его теоретиков и называл “искусством прямых линий». И это в частности привело к возникновению супрематистского дизайна двадцатый годов в отечественном изобразительном искусстве.
Экспрессионизм возник на развалинах Первой мировой войны в Германии в начале как философское течение, затем как эстетическое. Само слово express в переводе с немецкого означает выдавливание, извлечения сути.
В работе искусствоведа Г. Воррингера “Проблемы формы готического искусства» по-новому ставится вопрос о сущности искусства. Разрушение общества не может не затрагивать искусства. В поисках остатков стабильности автор приходит к выводу, что неизменными остаются лишь математические формулы и порывы человеческого духа.
Следующем его существенным наблюдением было возникновение “искусства прямых линий»: готика и пирамиды выросли и “дисгармонии внешнего мира». На этом основании Воррингер делает вывод, что задача современного искусства — извлечение вещей из хаоса.
Философской основой экспрессионизма было представление о нарастании хаоса внешнего мира. Художник обязан был что-то ему противопоставить. Социальные задачи экспрессионистского искусство определяются В. Ратенау в трактате “О грядущих вещах», где он пишет об отчуждающем характере труда при капитализме, вследствие чего задача художника — пробуждать в людях, ставших врагами, душу.