Многие люди, склонные к рассуждениям о конспирологических теориях, любят поговорить о том, что русские революции были плодом международного еврейского заговора. Обоснование одно: в партии большевиков было очень много евреев. Говорят даже о том, что больше половины от общего числа. 

Разумеется, это не так. По реальным оценкам историков – от 10 до 30 (максимум) процентов. Что тоже немало. Ведь, если принять во внимание долю евреев в составе населения Российской империи (3%), то количество людей этой национальности в составе РСДРП действительно получается непропорционально значительным. Революционеров среди еврейской молодёжи (а ряды бунтарей пополняли основном молодые люди) в процентном отношении было больше, чем среди русской.

Евреи среди большевиков

Причины этого явления были заложены задолго до революций 1905-1907 и 1917 гг. Реакционное мнение о коварных евреях – угнетателях и эксплуататорах закрепилось в массовом сознании гораздо раньше. Виной ему была зависть к коммерческому успеху многих представителей этого народа в торговле, неприязнь к их извечному занятию ростовщичеством, которое «закабаляет и разоряет христиан».

В Российской империи к евреям с предубеждением относились не только простые люди, но и государственная власть. Представители этого народа были ограничены во многих гражданских правах. 

На большей части территории России евреям не позволялось проживать на постоянной основе (за исключением купцов первой гильдии, лиц с высшем образованием и демобилизованных рекрутов). Они не имели права участвовать в органах земского самоуправления; в гимназиях и университетах была установлена процентная норма для приёма евреев. 

Не допускались люди этой национальности к военной карьере: среди офицеров их не было (за редким исключением). А вот в рекруты евреи призывались с квотой 10 призывников на 1000 мужчин (для православных – 7 на 1000).

Когда Александр II был убит террористами-революционерами (1881), в этом обвинили евреев. По стране покатилась волна варварских еврейских погромов, на которые власти смотрели сквозь пальцы. Многие уважаемые люди (в их числе – маститый историк Дмитрий Иванович Иловайский) заявили: русские революционеры – это слепое орудие в руках «кукловодов»-евреев. 

Справедливости ради нужно сказать, что в «Народной воле», осуществившей серию покушений на царя, действительно было много евреев. Как и в партии большевиков, которая в 1917-м разрушила Российскую империю.

Многие представители образованной еврейской молодёжи примкнули к большевикам потому, что были уверены: когда революция победит, евреи получат равноправие. Людей вообще перестанут идентифицировать по национальному признаку и в чём-либо ограничивать. Настанет эра интернационализма.

Евреи среди большевиков

Они не делили людей по национальному или религиозному признаку. Только по классовому и идеологическому. Убеждённым интернационалистом был и самый известный еврей-большевик – Лев Давидович Троцкий (Бронштейн), который вместе с Лениным основал Советское государство и Красную армию.

Евреи среди большевиков

Владимир Ильич (мама которого тоже была наполовину еврейкой) также был убеждённым интернационалистом. Он одинаково презирал как антисемитизм, так и сионизм. Не стесняясь в выражениях, Ленин реалистично и справедливо называл антисемитов «тёмными и невежественными людьми, которые на почве собственной лености и бездарности, а также зависти к материальному достатку многих евреев, выдумывают всякие заговоры»

Клеймил позором Владимир Ильич и сионизм, называя его «ещё большим врагом социал-демократии, чем антисемитизм». Сионистов он называл реакционерами и врагами революции.

В подрывной антигосударственной работе евреи были не менее успешны, чем их соплеменники – в торговле и ростовщичестве. Поэтому многие из них и смогли выдвинуться в партии на руководящие посты. Что дало повод рассуждать об их огромном количестве среди большевиков и строить теории заговора.

Евреи среди большевиков

На самом деле, еврейский народ, как и всю нашу страну, раздирали внутренние противоречия. Никакого единства в нём не было. Одни евреи делали революцию и включались в строительство государства нового типа. Другие бежали куда глаза глядят из этого охваченного революционным безумием государства. Третьи ждали конца смуты и, как могли, приспосабливались к новым условиям жизни.

О революционерке еврейского происхождения, поражавшей своей жестокостью даже Дзержинского, читайте здесь