Патриарх Гермоген сыграл одну из главных ролей в ополчении, спасшем Россию от польских захватчиков. Он весьма ревностно относился к православию, не терпел иноверцев. Выступал против женитьбы Лжедмитрия на Марине Мнишек, за что был сослан с монастырь. Вернулся оттуда при Василии Шуйском.

Заточенный поляками в темный каземат Чудова монастыря, Гермоген, по словам Карамзина, “засиял как лучезарное светило, готовое угаснуть, но уже воспламенившее жизнь в Отечестве».

Полуцарь

Избрание Шуйского царем не умиротворило Россию. Шуйский зашел на престол ценою больших уступок боярам, ограничивших его власть. Поэтому народ и не признавал в нем правителя, прозвав полуцарем.

Грамоты об избрании Шуйского, пришедшие из Москвы, смутили жителей провинциальных городов: еще недавно Москва оповестила, что на место Годунова пришел истинный царь Дмитрий, потом выяснилось, что он был ложный царь, но в Москве воцарился боярин, которого выбрали поспешно, без призыва выборных людей и всех земель.

В представлении значительной части населения России правление Василия Шуйского не было законным. Люди вспомнили также его поведение в истории с гибелью Царевича Дмитрия. То он всенародно клялся при Годунове, что сам видел в Угличе убитого царевича. То признал его в самозванце, живого. Став царем, затеял прославление малолетнего мученика с перенесением его мощей в Москву.

Мудрый Гермоген понимал, что плох новый царь, но олицетворяет собой порядок. И, желая укрепить доверие народа к Шуйскому, устроил акт церковного очищения, пригласив бывшего патриарха Иова.

20 февраля 1607 года в Успенском храме собралось множество народа. После молебна, который отслужил Гермоген, гости, торговые черные люди стали просить прощения у Иова и подали ему челобитную, которая была зачитана с амвона.

Впечатление от этого акта было огромным. Нравственное влияние Гермогена в народе возрасло. Как глава церкви он видел свою задачу в укреплении авторитета власти, в борьбе с политической распущенностью, охватившей русский народ.

Гермоген — заступник Шуйского

Когда отряды Ивана Болотникова подошли к Москве, Шуйский сбежал. Гермоген не тронулся с места, объявив трехдневный пост, в течение которого московские люди должны были замаливать всенародные грехи. В провинциальные города патриарх рассылал грамоты, доказывая необходимость подчинения законному царю Шуйскому. Один Бог ведал, что думал о нем Гермогена — он вынуждал был выбирать из всех зол меньшее.

После разгрома Болотникова Шуйский возвратился в Москву. Патриарх Гермоген советовал ему незамедлительно идти войной на тушинский лагерь и нового самозванца Лжедмитрия II.

Под влиянием магического имени Дмитрия, в условиях неавторитетности власти, к самозванцу переходили города и целые области. Многие, из числа знати, корысти ради ухитрились служить и Шуйскому, и самозванцу. По свидетельствам современников, русская земля превратилась в выжженную пустыню с логовищами разбойников.

Против Шуйского составлялись заговоры. Одна из попыток свергнуть царя была в феврале 1609 года. Заговорщики ворвались в Успенский собор Кремля и потребовали от патриарха идти на Лобное место, подтвердить незаконные избрание Шуйского. Гермоген отказался. Они потащили его силой, обсыпая песком, сором. Гермоген говорил:

Вы забыли крестное целование, немногими людьми восстали на царя, хотите его без вины с царства свесть, а мир того не хочет и не ведает.

Заговорщики бежали в Тушино.

В тушинский лагерь неутомимый Гермоген послал две грамоты, призывая православных христиан всякого чина образумиться и возвратиться в Москву, обещая выпросить у царя прощения всем раскаявшимся. Часть тушинцев возвратились в столицу. Но шансы Шуйского удержать власть были ничтожны.

17 июля 1610 года к нему явились заговорщики, требуя сложить царский посох. На площади перед Серпуховскими воротами собралась толпа. Туда же силой привели патриарха Гермогена.

Не нашлось человека, который бы заступился за неудачливого царя — один патриарх Гермоген. Со слезами на глазах он убеждал московских людей разойтись, доказывая, что изложение Шуйского не избавит Россию от бед.

Поиски нового царя

С Шуйским исчез внешний символ порядка на Руси. Наступило междуцарствие, грозившее еще большими смутами. Польский отряд Жолкевского через четыре дня по низвержении Шуйского разбил русское войско. Лжедмитрий II вновь подошел к Москве. В столице начались волнения. Власть перешла в руки семи бояр с князем Мстиславским во главе.

Первый же вопрос, ставший перед ними, — избрание нового царя. Бояре склонялись пригласить на московский престол польского королевича Владислава. Патриарх Гермоген предлагал либо вернуть Шуйского, либо избрать царя. Тогда впервые в качестве возможного претендента на престол возникло имя юного боярина Михаила Романова.

Но над этим усилиям патриарха, по свидетельству современника, бояре только посмеялись.

Страх перед “тушинским вором» — Лжедмитрием II — заставлял бояр искать союзников. Было решено призвать на царство королевича Владислава. Гермогена вынудили согласится, но он поставил условия: королевич должен принять православие. Под давлением Патриарха в договор об избрании был включен пункт о сохранении господствующего положения Русской православной церкви.

К королю Сигизмунду снарядили посольство во главе с митрополитом Филаретом и князем Василием Голицыным. Послам был дан строгий наказ: требовать от Владислава, чтобы в Москву пришел православным.

Гермоген отправил личное послание королю Сигизмунду, убеждая его отпустить сына в православную веру. Особую грамоту он послал Владиславу, убеждая его не противиться принятию греческого закона.

Одновременно по городам России разлетелись гонцы с приказом присягать Владиславу.

Однако не успело посольство добраться до Смоленска, где находился тогда Сигизмунд, как бояре, под давлением гетмана Жолкевского, решили выпустить польские отряды в Москву, пугая народ тем, что в противном случае столица достанется разбойникам Лжедмитрия II. Гермоген попытался воспротивиться этому, но ему приказали не вмешиваться в мирские дела.

Когда русские послы приехали под Смоленск, их усиленно стали склонять к присяге не королевичу Владиславу, а королю Сигизмунду — он сам захотел сесть на московский престол. Сбылись самые мрачные предчувствия Гермогена.

Он решительно отказался дать согласие на призвании короля, угрожая в противном случае освободить русских людей от клятвы, данной Владиславу, и призвать к открытой защиты веры и государства Российского. Бояре так разгневалась, что один из них, Михаил Салтыков, даже замахнулся на патриарха ножом, за что был тут же проклят Гермогеном.

В начале декабря патриарх собрал народ в Успенском соборе и уговорил не присягать Сигизмунду. Многие города готовы были скорее присягнуть самозванцу, чем польскому королю. В этих условиях бояре пошли на явный подлог, отправив польскому королю грамоту без подписи патриарха Гермогена, решительно отказавшегося подписывать ее. Русские послы, в свою очередь, отказались признать грамоту, за что были отправлены Сигизмундом пленниками в Польшу.

Между тем распался тушинский лагерь. Самозванец был убит. С этого момента у народа открылись глаза: те, кто еще вчера из-за страха перед самозванцем готов был признать Владислава, теперь открыто выступили против польских притязаний.

Символ освободительного движения

Москва заговорила об объединении. Города начали переписываться между собой, условливаясь о совместной борьбе. Патриарх Гермоген стал символом этого движения, открыто проповедуя необходимость восстановления на Руси национального правительства.

В январе 1611 года жители Смоленска прислали в Москву жалобу на бесчинства польских отрядов. Гермоген приказал размножить ее и разослать по городам с призывом от московских людей соединиться против общих врагов. Патриарх освободил русских людей от присяги Владислава как не принявшего православие.

Первое народное ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова приближалось к Москве. Гермогену явились бояре, сторонники польской партии, во главе с Михаилом Салтыковым, и потребовали от него написать ополченцам, чтобы те возвращались назад. Тот отказался. Тогда его слуги были схвачены, двор разграблен, а сам патриарх взят под стражу.

В заточении патриарх Гермоген не мог переступить порога своей кельи. Обращались с ним крайне неуважительно. Посещать Гермогена могли лишь сторонники польской партии, надеявшиеся склонить его на свою сторону. Притеснения поднимали авторитет патриарха в глазах народа. Религиозное одушевление предавало объединяющую силу разраставшемуся народному патриотическому движению.

Первое ополчение после убийства Ляпунова распалась. Смута тянулась еще несколько месяцев. Поляки вновь воцарились на развалинах Москвы. Сигизмунд взял Смоленск. Шведы, пользуясь слабостью России, захватили Новгородчину. В Пскове объявился новый самозванец. Распространился слух, что атаман Иван Заруцкий объявил царем России сына Марины Мнишек. Лихолетье продолжалось.

Март 1611 года. Москва. Приближается христианский праздник Вербное воскресенье. Поляки, опасаясь стечении народа, хотели отменить торжество, но потом передумали. В день праздника вывели из заточения патриарха и приказали совершить обряд. В народе пошел слух, что завоеватели хотят напасть на безоружных москвичей во время процессии, перебить их убить патриарха. Торжество шло тихо и грустно. Патриарх ехал по пустынным улицам в плотном кольце польских солдат, словно предчувствуя свою недалекую мученическую кончину.

Патриарх Гермоген

Подвиг Гермогена

Напряжение нарастало. Поляки предусмотрительно стали укреплять Кремль, свозя туда пушки. Во вторник, 18 марта, вспыхнул мятеж. Москвичи убивали поляков. Польские солдаты убили всех подряд. Подожгли город.

Москва пылала три дня. В эти дни поляки низложили патриарха Гермогена, сорвав с него святительские одежды и заточив в каземате Чудова монастыря. Патриархом опять объявили Игнатия, лишенного собором не только патриаршества, но и архиерейства.

Гермоген не сдавался. Из заточения ему удалось передать послание народу:

Всем вам от меня благословение и разрешения в сем веце и будущим. Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю.

Слова Гермогена разнеслись по Руси. К Москве двинулось нижегородское ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Узнав о приближении ополченцев к Москве, поляки послали к патриарху бояр. Он потребовали от Гермогена уговорить ратных людей вернуться в Нижний Новгород, за что он и их проклял. Поляки озлобилась и стали мучить патриарха голодом.

17 февраля 1612 года Святейший патриарх Гермоген принял мученический венец во славу Христа и Руси Православной.

Святитель был погребен в Чудовом монастыре. Через сорок лет, по велению государя Алексея Михайловича, нетленные мощи его были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Народное ополчение, или Как Россия спасла Москву