Успенский собор в Московском Кремле: история строительства, внутреннее убранство

Успенский Собор в Московском Кремле — старейшее здание российской столицы. Расположен на Соборной площади и является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Игнатия и Никона.

Кто построил Успенский собор? В чем уникальность этого сооружения?

Аристотель Фиораванти

Успенский собор в Московском Кремле был возведен в 1479 году в целях закрепления политического устройства и выработки государственных ритуалов. История его строительства драматична.

Сначала задание воздвигнуть огромный храм было поручено отечественным (псковским) мастерам. Однако с работой они не справились. Почти достроенный собор обвалился.

Более доверять строительство соотечественникам Иван не намеревался. Вызвали итальянцев.

Надо понимать, что в те времена, когда возводился Успенский собор в Московском Кремле, архитекторы итальянского Ренессанса были впереди планеты всей. Благодаря активной деятельности дипломатов из северной Италии в Первопрестольную был призван Рудольфо Фиораванти.

Он и построил Успенский собор в Московском Кремле.

Рудольфо Фиораванти

Архитектора еще при жизни прозвали за ученость Аристотелем. Впрочем, был он в первую очередь, не архитектором, но инженером и строителем, и его опыт должен был послужить страховкой от тех возможных ошибок, которые допустили в предыдущие годы псковские мастера.

Аристотель потряс москвичей передовым подходом к проблемам строительства. Вместо того чтобы тут же класть камень на камень и скреплять их известкой, он сперва на бумаге составил подробный чертеж будущего собора.

Затем нашел в окрестностях Москвы подходящую глину, построил заводик по производству кирпичей, с тем, чтобы приступить к строительству со стандартизованными блоками, способными держать определенный вес. 

У него, кстати, была своя теория, почему предыдущий собор рухнул — тот просто был слишком большим.

Фиораванти все рассчитал. Математика. И этот подход человека Возрождения поразил московских современников, потому что они никогда раньше не видели, чтобы зодчий вел себя как ученый.

Важно понять, как начал меняться город с приездом итальянцев. Сам Кремль был до этого гораздо меньше. Строения в основном деревянные. Деревянным был даже великокняжеский терем. И стояли кое-где небольшие по размеру каменные церкви. В общем, Москва была, по западноевропейским понятиям, ближе к деревне, чем к городу.

Кстати, выражение «Москва — большая деревня» возникло, только когда стали к нам приезжать первые иностранцы.

Итальянский архитектор отнесся с очень большим тактом к русской Православной традиции. До того, как строить в Москве, он выезжал во Владимир осмотреть там Успенский собор, возведенный еще в XII веке. То есть он создавал именно православный храм, а не слепо переносил илитальянскую манеру на русскую почву.

Успенский собор Московского Кремля

Таким образом, Успенский собор Московского Кремля появился на территории Московского Кремля благодаря мастерству знаменитого итальянца.

Внутреннее убранство

Росписи, что мы видим в Успенском соборе Московского Кремля сегодня, — появились здесь во времена Михаила Романова, в XVII веке. Первое, что поражает, это золотой свет, идущий со сводов и стен.

Успенский собор Московского Кремля: интерьер

Сами стены Успенского собора свидетельствуют о божественной природе царской власти. В наиболее емкой форме эту идею выразил Иван Грозный, объявив в послании польскому королю Стефану Баторию, что власть дана ему:

… по божьему изволению, а не по многомятежному желанию человечества…

Насчет «человечества» — это про Польшу, где королей избирал сейм.

Золотой цвет стенописи придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение. И хотя сюжет настенных росписей — история девы Марии, именно золотое сияние создает атмосферу Успенского собора Московского Кремля.

Московского Кремля: интерьер

Всего за годы существования храма в нем 21 раз провозглашался новый правитель. До конца XVII века церемония эта называлась венчанием на царство, а с началом петровских реформ — коронацией. Три из них запомнились особо: Лжедмитрия в 1605 году, сразу двух братьев — Ивана V и Петра I — в 1682-м, Анны Иоанновны в 1730-м. Но и прочие церемонии, проходившей в стенах Успенского собора Московского Кремля становились грандиозными событиями своего времени.

Иконостас

Коронации проходили не каждый день. А вот Богу люди молились ежедневно. Вплоть до Революции Успенский собор Московского Кремля — основной центр притяжения русского православия. А средоточие духовного напряжения молящихся в храме — его иконостас.

Успенский собор Московского Кремля

Величественный иконостас Успенского собора был создан на месте изначальной алтарной преграды повелением патриарха Никона. Пять его ярусов убраны позолотой, что добавляло торжественного великолепия проходившим здесь службам.

Слева от Царских врат в особом киоте со дня освящения собора и до революционного разгула «народных масс» в 1918-м находилась величайшая святыня Древней Руси — икона Владимирской Божьей Матери. С 1158 года считалась она покровительницей и заступницей Русской земли: сперва во Владимире, а с конца XIV века — в Москве.

Справа от Царских врат в нижнем ряду иконостаса — образ Спаса на престоле, он же «Спас Золотая риза».

Спас Золотая риза

Икона эта — византийская, написана в середине ХI века, скорее всего, для Софийского собора в Великом Новгороде. В Москву образ попал, по всей вероятности, в 1570-м, когда Иван Грозный, предав Новгород огню и мечу, разграбил древний Софийский собор.

Рака Святителя Филиппа и царское молельное место 

В 1568 году именно здесь, в стенах Успенского собора Московского Кремля, митрополит Филипп Колычев прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился: сперва свободой — его тут же схватили опричники, а затем и жизнью.

Рака с мощами Святителя Филиппа, удавленного по приказу царя-изверга, находится в правом углу собора возле иконостаса. Напротив нее — царское молельное место. Огромная деревянная сень, покрытая весьма замысловатой резьбой, создана в годы царствования Ивана Грозного. 

Царское молельное место

На сегодняшний день резьба деревянной сени в Успенском соборе совершенно почернела от времени. Кто хочет увидеть царское место Ивана Грозного во всем великолепии, может это сделать в Государственном Историческом музее, где находится его копия, сделанная в XIX веке. 

Успенский собор Московского Кремля после революции

Когда в Москву переехал ленинский Совнарком и над кремлевскими святынями нависла реальная угроза уничтожения, замечательный русский художник И. Грабарь добился переноса иконы Владимирской Божьей Матери в мастерскую для «реставрации».

Так, в конце концов, она попала в собрание Третьяковки, где находится и поныне. Остальные иконы были переданы в Оружейную палату в 1930-м.

Последняя служба в Успенском соборе Московского Кремля была проведена 5 марта 1918 года, а после храм закрыли. Однако в 1945-м начали реставрационные работы, а ещё через десять лет Успенский собор был открыт как музей. 

Как же Успенский собор Московского Кремля уцелел в годы революции и репрессий? Точного ответа нет. Но, возможно, если б Ленин умер не в 1924-м, а лет через десять, то, не только в Московском Кремле, но и по всей территории России не осталось бы ни единой церкви.

Ленин не зря себя называл «воинствующим безбожником». За короткое время его правления, по приблизительным подсчетам,было расстреляно 95 тысяч священнослужителей. В одной только Москве уничтожено две трети храмов.