С 1999 года археологические памятники Микен находятся под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Микены – древний город в Арголиде, центр Микенской культуры. Расположен на полуострове Пелопоннес, в 90 км по прямой к юго-западу от Афин. В настоящее время Микены лежат в руинах.
Первым древний город Микены упоминает в своем эпосе Гомер, употребив в описании города эпитет «златообильные».
Микены сыграли настолько важную роль в истории, что доисторический период греческой цивилизации называется «микенским». Когда центр минойской цивилизации город Крит был разрушен извержением вулкана Санторини, ей на смену пришла микенская цивилизация.
Древние мифы утверждают, что город был построен Персеем – сыном всемогущего Зевса и Данаи, который умертвил Медузу Горгону. Многие поколения потомков мифического Персея правили Микенами, пока их не сменила могущественная династия Атрея.
С этой династией связано немало трагических событий. Сын Атрея, легендарный Агамемнон, возглавивший поход на Трою, по совету оракула принес в жертву богам собственную родную дочь Ифигению.
После триумфального возвращения с Троянской войны Агамемнона убила в ванной его жена Клитемнестра, не простившеая мужу смерти дочери. Подстрекаемый сестрой Электрой, обезумевший от ярости сын Орест убил Клитемнестру. С тех пор в Греции имя Клитемнестры является нарицательным для жен-мужеубийц.
В доантичный период Микены были одним из крупных центров микенской цивилизации. Царю принадлежало до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.
Около 1450 года до н. э. микенцы завоевали Крит и начали создавать колонии на берегах Эгейского моря, на островах Родос и Кипр. Торговля велась по всему Средиземноморью, в частности с Финикией, Египтом и Италией.
В XIII веке до н. э. Микены были сильнейшим государством материковой Греции.
Однако около 1200 года до н. э. большинство дворцовых центров микенской цивилизации были последовательно разрушены. Жители Микен вынуждены были бежать в другие страны. «Бронзовый коллапс», как называют этот критический момент, длился с 1206 до 1177 года до н. э.
Именно тогда наблюдается резкий обрыв культурных традиций и торговых отношений, объединявших регион на протяжении почти двух тысячелетий. Микенская цивилизация исчезает, и на большой территории наступает период «темных веков».
Легенды, связанные с Микенами, нашли историческое подтверждение, когда немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман в поисках Трои наткнулся на несколько захоронений одного и того же типа. В процессе раскопок было найдено около 30 кг удивительно красивых золотых украшений, кубков, пуговиц, военного снаряжения и бронзового оружия, отделанного золотом.
Пораженный Шлиман писал, что все музеи мира не обладают и пятой частью этих богатств. Но самой значимой находкой стала золотая посмертная маска.
О могуществе и богатстве древних Микен свидетельствует тот факт, что в захоронениях не было найдено предметов из железа. Обнаруженные предметы были изготовлены преимущественно из серебра, бронзы и золота. Найденные в шахтных могильниках артефакты хранятся в Археологическом музее Афин и в Археологическом музее Микен.
Древний город располагался в стратегически выгодном месте – на вершине скалистого холма высотой около 280 м. Город окружала крепостная стена протяженностью около 900 м, шириной – не менее 6 м и высотой более 7 м. Кладку оборонительных стен проводили без использования какого-либо связующего раствора.
Камни подгоняли настолько плотно, что сложенные из многотонных валунов стены кажутся монолитными. По подсчетам специалистов, вес некоторых из них превышал 10 тонн. Согласно мифам, их могли возвести только одноглазые великаны – циклопы, от названия которых и произошел термин «циклопический». Его употребляют, когда речь идет о кладке из громадных каменных глыб.
Попасть в крепость можно было по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота. Их возвели из трех громадных, слегка обработанных известняковых глыб в XIII веке до н. э. при расширении крепостной стены.
Ширина и глубина ворот составляла около 3 м. Ворота закрывались двумя деревянными створками, о чем свидетельствуют углубления внутри боковых стен. Верхняя горизонтальная перемычка была шире, чем столбы, на которые ее положили.
Это было сделано для того, чтобы сверху можно было установить треугольной формы известняковую плиту-фронтон с двумя львицами вверху, которые были символом могущества царской династии. Львы развернуты друг к другу, стоят на задних лапах, а передними опираются на два алтаря. Головы зверей до наших дней не сохранились.
Ученые предполагают, что они были изготовлены из другого материала, возможно, из слоновой кости. Львы, скорее всего, смотрели на людей, которые входили в цитадель через Львиные ворота.
Барельеф, венчающий Львиные ворота, является гербом династии Атридов, которая правила городом в конце бронзового века, и считается одним из самых значимых геральдических памятников мира.
Предполагают, что герб был посвящен богине Потнии – покровительнице зверей.
В черте города находился дворец, жилые помещения, храмовые сооружения, склады и шахтные гробницы, в которых хоронили представителей правящих династий, а также жилые дома знати и бытовые постройки. Во многих зданиях были по два или три этажа.
Сразу за Львиными воротами дорога поднимается вверх, а затем упирается в лестницу, по которой можно было подняться во дворец, находившийся на вершине скалы.
По оценкам специалистов, замок был построен в XIV веке до н. э., а некоторые найденные в нем фрагменты относятся к более раннему периоду.
Лестница заканчивается в прямоугольном дворе, в который можно было попасть из тронного зала, минуя приемную и портик с двумя колоннами.
Тронный зал имел прямоугольную форму, его крышу поддерживали четыре колонны, а стены были украшены фресками с изображенными на них боевыми колесницами, лошадьми и женщинами.
В центре дворца размещался мегарон – большое помещение с очагом на полу. Царский мегарон был своеобразным административным центром. В нем проводились заседания, вершились суды. От королевских покоев остался только фундамент. Можно различить фрагменты фундамента ванной комнаты, в которой был убит Агамемнон.
На небольшом расстоянии от стен акрополя был обнаружен погребальный круг, в котором были купольные гробницы. Самая впечатляющая и хорошо сохранившаяся из них – так называемая «Сокровищница Атрея», или «Гробница Агамемнона».
Обнаруженное Шлиманом захоронение оказалось разграбленным, поэтому установить, кому оно принадлежит, не удалось. Но размеры и архитектурные особенности указывают, что это царская усыпальница.
К высокому узкому входу ведет выложенный камнями наклонный коридор. Внутри гробница по форме купольная, высотой 13,5 м и диаметром 14,5 м, выложена горизонтальными рядами камней. Каждый ряд немного выступает над предыдущим.
До постройки римского Пантеона гробница считалась самым высоким сооружением такого типа.
Бóльшая часть населения города жила вне крепости, у подножия холма.
Прежде чем попасть в цитадель, надо было миновать кладбище и жилые дома. На территории с внешней стороны акрополя были обнаружены несколько строений: «Дом виноторговца», «Дом Сфинкса», «Дом щитов» и «Дом торговца маслом».