В 1945 году младшему сержанту Смоктуновичу, сражавшемуся на Курской дуге, побывавшему в плену и принявшему участие в освобождении Варшавы, было 20 лет. Ясной цели и планов у него не имелось. Хотел было поступить в Лесотехнический институт, но друг предложил устроиться в провинциальный полулюбительский театр. Иннокентий согласился.
Так началась его карьера. Карьера провинциального актера без актерского образования.
Он даже не мечтал о столичном театре. Во-первых, самоучка. Во-вторых, темный факт из биографии: бывший пленный мог проживать только в тех городах, дальше которых, как тогда говорили, ссылать некуда.
Пять лет он играл на сцене норильского театра, где работал еще один “неблагонадежный» артист — Георгий Жженов. Здесь, к слову, Смоктунович и стал Смоктуновским.
Когда Сталина не стало, отношение к бывшим пленным смягчилось. Смоктуновский поработал в Грозном, в Сталинграде, а в 1955-м отправился в Москву.
Не один год ему пришлось ждать своих ролей. Настоящих, серьезных. Типаж его был в то время не востребован. Так что реплика героини Муравьевой в фильме “Москва слезам не верит» — “Поздновато начинаете!» — не на пустом месте возникла.
Его профессиональная карьера делится на два периода — до и после князя Мышкина. Режиссер Георгий Товстоногов долго искал актера на роль в “Идиоте». Увидев малоизвестного Смоктуновского, воскликнул “Вот это глаза!». И утвердил на главную роль.
После премьеры спектакля самоучка из провинции стал звездой театральной Москвы.
Потом был Гамлет, который не только закрепил славу Смоктуновского, но и внес имя актёра в историю отечественного театра, и еще много замечательных ролей в кино.
Об Иннокентии Смоктуновском снято множество документальных фильмов. Актеры и режиссеры говорят о нем как о гениальном актере. Но те, кто с ним играл на одной сцене, не пылали к нему большой любовью.
За что его не любили коллеги?
Во-первых, зависть, которая свойственна вообще людям, а лицедеям в особенности. Во-вторых, сложный характер Смоктуновского.
Человек, являясь частью коллектива, стремится найти единомышленников, собеседников. Ему хочется нравиться, и ему небезразлично мнение окружающих. Смоктуновский свел общение с другими актера к минимуму, полагая, что всякие разговоры отвлекают его от роли.
Он был странным. Екатерина Васильевна вспоминала, как однажды перед спектаклем он зашел в гримерку и долго зачем-то рассматривал апельсины, перекладывая их из авоськи на стол и обратно. При этом вид у него был полубезумный. Он не реагировал на вопросы коллег, словно никого рядом и нет. И это раздражало.
На самом деле Смоктуновский так готовился к роли Мышкина…