Город-государство Эбла существовал еще в XXV–XXIII веках до н. э. на территории Сирии, но стал знаменитым только в 1975 году. Тогда археологи обнаружили колоссальный царский архив Эблы, датируемый III веком до н. э. Архив насчитывает около 20 тысяч глиняных табличек, содержащих разнообразную информацию о ранее не известной древнейшей цивилизации.
Эбла – ныне городище Телль-Мардих – древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии. С середины III тысячелетия до н. э. Эбла располагалась к западу от излучины Евфрата в Сирии, в 53 км к юго-западу от современного Алеппо. Эбла является одним из старейших городов Сирии.
До середины XX века об этом городе почти ничего не знали.
В окрестностях холма Телль-Мардих местные жители случайно нашли базальтовую чашу, которую сдали в городской исторический музей. Похожие художественные изделия периодически находили в разных районах Сирии. Ученые считали, что их изготавливали в одном месте. Некоторые исторические хроники таким местом называли Эблу – город, существовавший в Сирии в древности. Однако никто не знал, где он располагался. Город Эбла упоминался лишь в одном шумерском тексте – в победных реляциях царя Саргона и его внука Нарамсина.
В 1964 году сирийское правительство предложило итальянскому археологу Паоло Матье приступить к раскопкам холма Телль-Мардих. Раньше тут находилось незначительное поселение, но именно здесь, на севере Сирии, было сделано сенсационное открытие.
Археологи начали работы на огромном холме Телль-Мардих, который занимает 56 га, возвышаясь на 16 м. В 1968 году ученые раскопали цоколь базальтовой статуи. Надпись на аккадском языке сообщала, что статуя – это дар царя Эблы покровительнице города богине Иштар. Так было установлено, что под холмом Телль-Мардих находится древний сирийский город Эбла.
В 1975 году итальянская археологическая экспедиция под руководством Паоло Маттье обнаружила колоссальный царский архив Эблы, датируемый III тысячелетием до н. э. В последующие 10 лет ученые открыли около 20 тысяч глиняных табличек и их фрагментов. Записи в табличках были сделаны шумерской клинописью и неизвестным ранее языком, который ученые назвали эблаитским. Открытие царского архива было поистине сенсационным.
На этих глиняных табличках описана жизнь города и интересы и занятия его жителей: детские школьные упражнения, первое в истории сообщение об оливках, поэмы, религиозные гимны и другие литературные произведения.
В архиве содержались самые разнообразные сведения о государственных делах: об экономике Эблы, администрации города, о дворцовых делах, исторические хроники, отчеты о военных походах, договоры и соглашения, описи закупленных и проданных товаров, переписка между чиновниками и правительственными учреждениями.
Дешифровка этих текстов продолжается до сих пор, однако уже сейчас можно составить представление о политическом и государственном устройстве Эблы, ее экономике, торговле и культуре.
До момента открытия табличек в Алеппо древнейшими в мире считались письменные источники Месопотамии на шумерском языке. Сейчас большинство глиняных табличек Эблы находится в музее Алеппо и Национальном музее Дамаска.
Город достиг расцвета в 2400–2250 годы до н. э. В те времена Эбла подчинила огромную территорию: от побережья Средиземного моря до границ Аккадского царства. Город осуществлял политический и экономический контроль над 17 тогдашними государствами.
Эбла покоряла не путем завоеваний, а с помощью высокой культуры, развитой экономики и торговли. Город размещался на пересечении торговых путей между Месопотамией и Анатолией. В столицу везли лес с прибрежных гор, шитые золотом ткани, керамику и шкуры.
Во главе государства стоял маликум (правитель, царь), которому подчинялись местные царьки, связанные с метрополией особыми соглашениями. Царь вершил все дела с помощью совета старейшин, в котором были представлены самые богатые семейства.
Дань Эбле золотом и серебром выплачивали Ашур на Тигре и Мари на Евфрате. Когда мятежный Мари отказался от своих обязательств, войска Эблы жестоко усмирили непокорных. В донесении о жестокой расправе над бунтовщиками полководец Эннадаган писал: «Горы трупов я нагромоздил».
Город был разбит на кварталы: делами каждого из них заведовали 20 чиновников, имевших в своем подчинении помощников.
Царицы также имели свой особый штат и иногда осуществляли высшие руководящие функции. Царицы, например, посвящали царей в должность и возводили их на престол, чего не было ни в одной древней восточной цивилизации.
Царский дворец был не только официальной резиденцией правителей страны, но и центром ее экономической и культурной жизни. В его многочисленных дворах и помещениях располагались мастерские скульпторов и живописцев, краснодеревщиков, ювелиров, гончаров и других ремесленников.
Во дворце была школа, в которой готовили государственных писцов и чиновников. Обучение велось на двух языках – шумерском и местном языке – эблаитском. На глиняные таблички переписывали литературные тексты, заносили в хронику важнейшие исторические события из жизни государства.
Из сирийских архивов следует, что в те далекие времена заключали международные договоры. В одном из документов говорилось, что царь Эблы обращается с просьбой к царю Ассирии, чтобы тот гарантировал и облегчил торговлю Эблы в самых далеких от ее границ районах.
Согласно глиняным табличкам, общество Эблы было социально неоднородным. Жители города делились на две группы: думуниты – привилегированные горожане и бараны – иностранцы. Думуниты, «сыны Эблы», были коренными жителями, рожденными в Эбле. Они пользовались всеми правами и привилегиями своей страны.
К ним относились представители самых разных профессий: гончары, скульпторы, плотники, текстильщики, мельники, пекари и др. Ко второй группе относились иностранцы: рабы, военнопленные, купцы и состоявшие в эблаитской армии наемники.
Есть сведения и об имуществе правителей. Одна глиняная табличка отмечает, что царь Эблы владел огромным полем с оливковыми деревьями, размер которого составлял около трех с половиной тысяч акров.
В Эбле было много храмов, посвященных различным богам. В храмах жрецы занимались пророчествами, ходили из города в город, предсказывая события и провозглашая послания богов, которых в эблаитском пантеоне было около 500. Жители древней Эблы всегда старались задобрить своих богов путем жертвоприношений.
Богам приносили дары из золота и серебра: кубки, браслеты, кинжалы, фигурки животных, миниатюрные колесницы и тележки. Так, одна из глиняных табличек сообщает, что статуя бога Дагана была отлита из 5 кг серебра.
Архивы Эблы содержат сведения о пяти царях, правивших здесь с 2400 до 2250 года до н. э. В 2350 году до н. э. город разрушил царь Саргон I Аккадский, а в 2250 году войска аккадского царя Нарам-Суэна (внука Саргона I) снова вторглись в город, разорили и сожгли царский дворец. После этого Эбле удалось возродиться, и она просуществовала еще два-три столетия, пока окончательно не погибла под ударами кочевников.
Кроме Сирийского архива, археологические раскопки обнаружили многие артефакты и сохранившиеся руины сооружений древнего города.
Они подтверждают достоверность информации на глиняных табличках. Так, в них утверждается, что в самой Эбле проживало около 40 000 человек, остальные 220 000 тысяч жили в других местах государства.
Раскопанные стены города свидетельствуют, что в эпоху расцвета город мог вмещать до 30 тысяч жителей.
Во время раскопок Эблы были обнаружены остатки ступенчатой башни – зиккурата, по которой царь Эблы спускался со своего дворца, совершая торжественные выходы.
Зиккурат был сооружен около 4400 лет назад из необожженного кирпича. Высота зиккурата примерно 6 м. Были также найдены руины царского дворца, относящегося к III тысячелетию, несколько храмов и монументальных ворот, относящихся ко II тысячелетию.
В Эбле было обнаружено большое количество лазурита из Афганистана, вазы и чаши из Египта, что подтверждает важнейшее значение города в торговле древнего Востока.
В своих надписях Саргон сообщает, что Эблу отдал ему Даган, главный бог города, и он, Саргон, мог взыскать дань с его правителей.
Подтвержденное археологическими раскопками разрушение Эблы большинство ученых датирует временем правления Нарам-Суэна (2236–2200), внука Саргона, по велению которого город был сожжен.
Спустя 250 лет территорию Эблы заняли аморейские племена, которые основали здесь свою династию и заново отстроили дворец и храмы. Но город уже никогда не смог подняться до уровня своего наивысшего расцвета, который случился в ХХIV веке до н. э.
Окончательно Эбла была разрушена в середине ХVII века до н. э. В это время большинство государств Ближнего Востока оказалось под властью касситов, вторгшихся на территорию Месопотамии и соседних с ней регионов из горных районов Загроса.
Раскопки на территории древней Эблы продолжаются и сегодня Сирийский архив входит в список самых поразительных археологических находок нашего времени.