Патара была важным центром раннего христианства. Город посещали апостол Павел и евангелист Лука. В Патаре родился Николай Чудотворец – один из самых почитаемых христианских святых.

Патара – древний ликийский город. Располагается в Малой Азии на территории современной Турции в окрестностях поселка Гелемиш.

Согласно Страбону, город основал Патар, сын бога Аполлона и нимфы Ликии, дочери бога Ксанфа. Название в честь божества город получил не зря: именно здесь располагалась зимняя резиденция Аполлона. Главнее были только Дельфы, его летняя резиденция.

В античные времена в Патаре находилось святилище Аполлона с оракулом, которое славилось на весь цивилизованный мир. Жрица здесь вещала весьма своеобразно. Ее запирали на ночь в храме, а к утру предсказания были готовы.

Близость к устью реки Ксанф открывала городу путь в густонаселенную долину, что имело важное стратегическое и торговое значение. Город Патара был главным портом Ликийского союза.

Наиболее древние следы жизнедеятельности человека – остатки керамики, обнаруженные на акрополе, – датируют VII веком до н. э. К более позднему периоду – V–IV векам до н. э. – относится обнаруженная на акрополе цистерна для сбора и хранения воды.

Около 540 года до н. э. вся Малая Азия, Ликия в том числе, попала под власть персидского царя Кира II. Согласно Геродоту, ликийцы, в отличие от других народов, вышли персам навстречу и доблестно сражались небольшими отрядами против огромного войска.

Правление персов ограничивалось сбором налогов и не оказывало существенного влияния на жизнь региона. Это позволило ликийским городам достичь высокого уровня развития и сформировать самобытную культуру.

В 333 году до н. э. Патара, как и остальные города Ликии, без сопротивления сдалась войскам Александра Македонского. После распада империи Александра, в период войн диадохов, город переходил из рук в руки. Но ему удалось сохранить свое имя и собственную идентичность.

В 196 году до н. э. город был захвачен Антиохом III, но вскоре тот потерпел поражение в битве при Магнесии и в Сирийской войне. К римлянам отошли все малоазийские земли западнее Таврских гор.

Ликия была присоединена к Родосу – союзнику римлян. Родосцы пытались доминировать над ликийцами, которые отчаянно сопротивлялись.

После почти десятилетней войны, когда отношения между Родосом и Римом осложнились, сенат поддержал сторону ликийцев. К 167 году до н. э. Ликия окончательно обрела независимость, оставаясь союзником Рима. В этот период начинается расцвет Ликийского союза, в котором Патара выполняла роль столицы.

Сейчас город превратился в болото и занесен песком, но во времена расцвета Патара могла свободно конкурировать с Ксантосом за звание главного города Ликии, прославившись своим огромным портом в 1,5 км длиной и 400 м шириной.
В 43 году до н. э. в Ликию в поисках денег и воинов для ведения войны со Вторым Триумвиратом прибыл Марк Юний Брут с войсками.

Патара оказала ему сопротивление, но после длительного противостояния защитники города были вынуждены смириться и подчиниться римлянам. Они снабдили Брута кораблями и золотом, получив взамен освобождение от податей на ближайшие несколько лет. Другие ликийские города последовали примеру Патары и сдались римлянам без сопротивления.

В 43 году город окончательно вошел в состав провинции Памфилия Римской империи, что положило начало периоду его расцвета. В Патаре проживало до 20 тысяч человек, в нем были проведены 67 дорог во все концы провинции, сооружен легендарный Деликкемер – акведук к городу, построены первые во всей Ликии четыре термы, зернохранилище, триумфальная арка, улучшена конструкция театра.

Почти все руины в городе – это сооружения римского периода. Даже маяк, самый древний в этом регионе. Во время римского правления город славился производством обуви.
С античных времен Патара был крупным религиозным центром.

Христианская церковь в Патаре существовала с древних времен. Апостол Павел вместе с евангелистом Лукой останавливались в Патаре на пути из Родоса в Финикию. Это способствовало популяризации города среди паломников. В городе была расположена епископская кафедра.

Патарские епископы играли важную роль в раннем христианстве. Около 270 года в Патаре родился и впоследствии получил образование будущий епископ Миры Николай, более известный как Николай Чудотворец.

При распаде Римской империи город Патара оказался в сфере влияния Византии. Во времена Византийской империи город сохранял важное торговое и военное значение в качестве морского порта до тех пор, пока в результате нашествия сельджуков не был разрушен.

Затем произошли еще более глобальные изменения. Понизился уровень Средиземного моря, и гигантский порт превратился в отделенное от моря болото.

В результате этого жители покинули город, а оставшиеся здания то ли утонули в болотах, то ли были занесены песком с местных пляжей.

Город Патара богат историческими памятниками античной эпохи. Сохранились руины городских укреплений византийского периода, а также Триумфальная арка, или арка Меттия Модеста, который был губернатором созданной в 43 году объединенной римской провинции Ликия и Памфилия. Арка была возведена около 100 года н. э.

Она имеет 12 консолей, по 6 с каждой стороны, на которых были размещены бюсты Модеста и членов его семьи. Арка была завершающей частью акведука, по которому в Патару подавалась вода.

Центральная улица города с колоннадой была проложена от Южных ворот до берега гавани на севере. По обеим сторонам улицы располагались торговые лавки. С восточной стороны центральной улицы были расположены термы.

Театр был построен предположительно в эллинистический период. Но в сохранившихся надписях упоминается, что в начале I века до н. э. театр перестраивали, а в 147 году достраивали и украшали статуями и мраморным покрытием в честь богов Августа, богов города Патары и в честь императора Антонина Пия.

Руины здания городского совета – булевтерия – находятся с северной стороны от театра и являются одним из крупнейших административных зданий Анатолии. Здание имеет размеры 43 × 29 м. В центре сооружения располагалось место ликиарха – избираемого главы Ликийского союза.

На западной стороне гавани было расположено зернохранилище Адриана. Здание имеет размеры 67 × 19 м и разделено на 8 секций. Возможно, оно было двухэтажным. Построено зернохранилище было в 131 году во времена императора Адриана. Известно, что Адриан со своей женой Сабиной посещал Патару.

Самыми крупными в Патаре были термы Веспасиана. Они состояли из трех основных помещений, соединенных дверьми. Интерьер был отделан мраморной плиткой. Помещения отапливали при помощи системы гипокауст.

В термах имелись аподистерий – раздевалка, фригидарий – помещение, в котором находился бассейн с холодной водой, тепидарий – комната для предварительного разогрева и мытья теплой водой, а также кальдарий – горячая баня.
Несмотря на название терм – «термы Веспасиана», считается, что изначально они были построены в годы правления императора Нерона, а при Веспасиане были лишь отреставрированы. Если это так, то термы Веспасиана в Патаре являются старейшими известными термами на территории Ликии.

В Патаре сохранился некрополь с ликийскими и римскими захоронениями (обнаружено 48 скальных гробниц). Например, гробницу Марции датируют второй четвертью III века до н. э. Из надписи на гробнице следует, что она построена влиятельной гражданкой Патары и Сидимы, третьей дочерью ликиарха Алхимоса III, для самой Марции, ее отца и мужа.

Сейчас в Патаре ведутся археологические работы, и каждый год находят все новые здания и важные артефакты. Реставрационные работы возвращают современному миру древний город, который по праву считают археологическим музеем под открытым небом.