Речь не обо всех фильмах Дмитрия Астрахана, а о тех, что вышли в 90-х.
Одни напоминают сказку, причем сказку без какого-либо глубокого смысла, а довольно примитивную. Другие пронизаны чувством безысходности. И почти все фильмы Астрахана тех лет покрыты эдаким налетом “лихих девяностых», из-за чего пересматривать их не очень-то хочется. По крайней мере, человеку, у которого о 90-х остались не самые приятные воспоминания.
Ты у меня одна
В 1993-м вышел фильм Астрахана, главный мотив которого встречается в тогдашних кинолентах других режиссеров — страсти по Америке. В нищую Россию приезжает девушка из Штатов, и обнищавшие интеллигенты по-холопски лебезят перед ней. Не все. Главный герой остается все-таки интеллигентом, «бедным, но гордым».
Серость, тоска, мрак. Нищие и прочие асоциальные элементы. Бывшие советские люди, утратившие гордость и честь, неистово мечтающие сбежать из депрессивной России.
Тогда этот фильм смотреть было интересно, тем более, что в главных ролях Марина Неелова и Александр Збруев. Сейчас — обидно и больно.
Все будет хорошо!
Если сюжет предыдущего фильма Астрахана хоть сколько-нибудь правдоподобен, то эта картина представляет собой дурной вариант “Золушки».
Успешный бизнесмен, который разбогател исключительно благодаря трудолюбию и смекалке. В России. В девяностых. Честный бизнесмен.
Его сын, получивший Нобелевскую премию по математике.
Опять же его сын, влюбленный с первого взгляда в девушку из общежития.
И конечно “Америка! Америка! Америка!». Чеховские сестры так не стремились в Москву, как некоторые герои фильмов Астрахана за бугор.
Впрочем, тогда, в середине 90-х, сказка нужна была людям. Только она и могла дать надежду, уверенность в завтрашнем дне.
А за историю героя Михаила Ульянова, добрую, до слез трогательную, сценаристам можно простить любые несостыковки.
Из ада в ад
Хороший фильм, но вовсе не о России 90-х, а о судьбах польских евреев. Вроде бы картина об антисемитизме и о войне не может быть светлой и легкой в восприятии. Но удивительно — “Пианиста» и ставшего классикой “Список Шиндлера» можно смотреть бесконечно. А фильм Астрахана 1996-го не более двух раз, причем с большим интервалом. Уж очень гнетущий осадок остается на душе.
Трагический финал, несправедливость, кучка злобных антисемитов, которые так и не поняли, к чему приводит ненависть.
Зал ожидания
Пожалуй, это лучший фильм Астрахана. В нем собран поистине звездный состав: М. Ульянов, В. Тихонов, М. Боярский, В. Глаголева, А. Соколов, Н. Усатова.
Да, и здесь не обошлось без “американской мечты», но она в сюжете далеко не главная, при этом русская беспросветность показана с юмором. Герой Ульянова, мэр маленького городка, хитрит, обманывает, лицемерит. Но делает это чертовски обаятельно. И старается не для себя, а для горожан.
Автор сценария, некий Олег Данилов, тот еще фантазер. Придумать мэра, который печется о жителях города, а не о своих карманах! Кстати, он же и придумал честного русского миллионера.
Похоже, снимая “Зал ожидания», Астрахан уже понимал: хватит подобострастия перед американскими буржуями, хватит делать из русских людей жалких холопов. Появились герои поприятнее: нищие, но гордые и со стержнем. Например, бывший спортсмен в исполнении Боярского, ставший бродягой осознанно, читающий наизусть “На дне» Горького.
За два года до наступления нового тысячелетия Дмитрий Астрахан снова снял мелодраму о людях, мечтающих о заморской жизни. “Перекресток» с Л. Ярмольником и А. Легчиловой.
Эта картина не мрачная, и герой ее все-таки отказываются от пресловутой Америки, но сюжет ее по-астрахановски наивен.