Древний город Библос внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году.

Один из самых древних городов нашей планеты, финикийский город Библос (Библ) на карте современной Турции называется Джебейль. Он расположен в центре средиземноморского побережья Ливана, в 40 км от столичного Бейрута.

Библос оспаривает у Дамаска право считаться старейшим городом в мире, который никогда не покидали жители.

Библос, как гласит финикийская легенда, был основан богом солнца Элом, который окружил свой город высокой стеной.
Место на ливанском побережье Средиземного моря, где расположен Библос, окутано не только финикийскими, но и египетскими легендами.

В культуре египтян, например, с древним Библосом связаны важные события. Как гласит легенда, сын бога земли Геба и богини неба Нут Осирис был первым царем Египта.

Он научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Злой и коварный Сет решил погубить своего брата Осириса. Он хитростью заключил Осириса в деревянный короб и бросил в Нил. Исида же, узнав о гибели мужа, отправилась на поиски тела, чтобы похоронить его достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ, и над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него колонну для своего дворца.

Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в дельту Нила. Там, в уединении, среди болот, она оплакивала мужа.

Согласно одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды.
Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет, который решил поохотиться, при лунном свете на пустынном берегу увидел тело своего ненавистного брата.

Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету. А горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа.

Во время ее странствий Исиде помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда она плыла по болотам на папирусной лодке. В колодце Библоса египетская богиня Исида нашла одну из частей своего возлюбленного Осириса, спрятанную там вероломным братом Сетом.

Согласно одному из вариантов мифа, Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса.
Бог Анубис забальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию.

С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса – пса или шакала.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта. А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.

Сказание об Осирисе и Исиде возникло, как считают историки, в период Древнего царства, т. е. три тысячи лет до нашей эры. Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах пирамид и саркофагов. Наиболее полное и законченное его изложение записал в начале нашей эры греческий писатель Плутарх.

Легенды и мифы египтян и финикийцев свидетельствуют, что Библос является одним из самых древних городов нашей планеты. Но точная дата основания города неизвестна. Археологические находки позволяют утверждать, что десять тысяч лет назад на месте Библоса уже существовали поселения.

Самые первые организованные поселения в этих местах датируют VIII–VII тысячелетием до н. э. В V тысячелетии до н. э. на месте рыбацкого поселка вырос финикийский порт, который стал перевалочным пунктом торговли между Египтом и Грецией.

Название Библос закрепилось за городом в IV тысячелетии до н. э. И произошло оно от названия основного товара, который город поставлял из Египта во многие города Средиземноморья, – папируса, что в переводе означает «библ». В библейские времена город назывался Гебал, однако за тысячи лет он сменил несколько названий. Современный город на его территории называют Джебейль.

Жители Библоса на протяжении сотен лет поклонялись богу солнца Ваалу. Этот культ известен своей невероятной жестокостью. Кровавые жертвоприношения были неотъемлемой частью религиозной культуры горожан. Позднее в Библосе распространился культ бога Адониса, который был особенно популярным в Греции.

Библос – крупный порт, имеющий выгодное стратегическое положение, – в своей долгой истории пережил многих завоевателей.

Некоторое время Библос контролировали первые фараоны XXII династии Шешонк и Осоркон. В VIII веке до н. э. эта область отошла ассирийцам, а после падения Ассирии попала под власть Вавилона. После захвата Вавилона персами финикийские города признали гегемонию персидского царя Кира.

Когда в 333 году до н. э. в Финикию вторглась армия Александра Македонского, Библос без сопротивления покорился новому властителю. После смерти Александра городом владели сначала Птолемеи, а затем Селевкиды. В 64 году до н. э. его присоединили к Римской империи. Последний правитель Библоса был казнен римским полководцем Гнеем Помпеем.

После распада Римской империи город отошел Византии. В последующие века, вплоть до новейшей истории, Библос продолжал оставаться в гуще исторических событий. Правителями в нем побывали мамлюки, крестоносцы, османы.
В эпоху войн город не обошел ни один из завоевателей древнего мира.

Каждый новый правитель строил в городе что-то свое, оставляя свой след в его истории. За тысячи лет в Библосе была создана неповторимая и многогранная культурная атмосфера, воплощенная в красивых исторических постройках. За городом закрепился образ «мозаики цивилизаций».

В Библосе были найдены надписи, составленные особым, предположительно слоговым «линейным письмом», которое называют протобиблским письмом.

В нем содержится около 100 знаков. И хотя это письмо гораздо проще, чем аккадская клинопись и египетская иероглифика, в нем отсутствуют разделители слов, что затрудняет чтение. Исследователи считают, что протобиблское письмо использовали еще во II тысячелетии до н. э.

До сих пор ни одна из предложенных дешифровок не позволила расшифровать этот уникальный письменный язык. Дешифровку затрудняет и небольшое количество найденных надписей. Формы знаков нельзя соотнести ни с одной из известных древних форм письменности.

В Библосе был создан первый алфавит, как считают историки, прародитель современного алфавита и письменности в целом. Одним из доказательств этого является надпись на саркофаге царя Хирама, выполненная ранним финикийским алфавитом. Саркофаг датируют 1200–1000 годами до н. э.

В III тысячелетии до н. э. Библос поддерживал тесные торговые связи с Египтом, влияние которого было настолько сильным, что местные жители начали использовать египетский язык в повседневной жизни.

В конце III тысячелетия до н. э. город пережил период упадка. Известно, что в Библосе произошел пожар, при котором был уничтожен храм «Владычицы Библа».

Активная деятельность замерла здесь на некоторое время, но ко II тысячелетию до н. э. город вновь стал крупнейшим центром финикийской морской торговли. Его связи распространились до Эгейского моря.

Библос стал одним из крупнейших портов древности, имея статус важнейшего транспортного узла и одного из центров торговли в мире. Он поддерживал тесные связи с Египтом и Грецией. В Египет из города поставляли лес, а также оливковое масло и вино, которое в огромных количествах доставляли из Греции.

Египет, в свою очередь, снабжал город папирусом, который во многих античных странах ценился на вес золота. Библос соперничал в этом с финикийскими городами Тиром и Сидоном.

В 1860 году Эрнст Ренан начал раскопки на территории Джебейля, во время которых из-под 12-метрового слоя земли появились руины древнего города.

Сегодня историческая часть города представляет собой обширную зону археологических раскопок. В ней типичные древнеегипетские статуи стоят рядом с античными изваяниями, руины средневековой крепости соседствуют с древней мечетью и христианской церковью. Остатки античных колонн торчат из крепостной стены.

Тут же расположен тот самый колодец, о котором упоминают мифы об Исиде. Библос является чуть ли не единственным городом в мире, где наследие почти всех известных культур собрано вместе.

В нем обнаружены руины первых поселений рыбацких общин начиная с 8000 года до н. э., первых зданий города, кладбища финикийцев.

Здесь сохранились остатки финикийских храмов: Великий храм; храм Балат-Джебейль (около 2700 года до н. э.); храм Обелисков и некрополь царей Библоса (около 1900 года до н. э.).

В 9 вертикальных шахтах в скале были найдены могилы захороненных в громадных каменных саркофагах финикийских царей – современников египетских фараонов.

Историческими памятниками более позднего периода является амфитеатр и часть римской улицы с колоннами. Римский театр, датируемый 218 годом до н. э., возведен на краю утеса, над морем. В процессе его реконструкции было сохранено лишь 5 рядов амфитеатра. Украшавшая центр театра мозаика, изображающая бога Вакха, была передана на хранение в Национальный музей в Бейруте.

Сегодня Библ представляет собой небольшой рыбацкий город на севере Ливана с численностью населения 20 000 человек. Он сохранил древнюю гавань с каменными стенами и башнями, римский амфитеатр, каменные колодцы с саркофагами правителей и руины эллинских храмов.

Центральная площадь города украшена древнеегипетским Храмом обелисков, сооруженным почти 4000 лет назад. Библ является одним из интереснейших археологических мест Ближнего Востока, поэтому старый город каждое лето становится местом проведения международного Библосского фестиваля.