Полтора тысячелетия африканские пески хранили тайны величественного храма бога-сокола Гора, который строили 200 лет в древнеегипетском городе Эдфу.
Древний город на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора называют по-разному: Идфу, Эдфу, Бехдет или Джеба. Он был столицей второго нома Верхнего Египта – культовым центром бога Хора (Гора) Бехдетского, которого греки отождествляли с Аполлоном.
Первым из западных европейцев Эдфу посетил Клод Сикар – французский миссионер-иезуит, путешественник и исследователь Египта. В 1712 году он стал настоятелем иезуитской миссии в Каире и, путешествуя по всему Египту, стремился найти и описать древние места, связанные с библейской историей.
Он составил первую известную карту Египта. Но когда французская экспедиция, в которой был Наполеон, прибыла в 1798 году в Египет, то увидела на месте Эдфу только торчащие из песка верхушки пилонов.
Расчищать храм от песков начал египтолог Огюст Мариетт только в 1860 году. В 20—30-е годы ХХ века французские и франко-польские раскопки открыли бóльшую часть древнего города и некрополь времен VI династии, которая правила в III тысячелетии до нашей эры.
В Эдфу сохранился только один храм, но он превратил руины древнего города в знаменитую достопримечательность Древнего Египта. Он сохранился лучше других храмов Египта и донес до нашего времени огромный объем информации о древнем мире, ведь в нем нашли самое большое собрание иероглифических текстов греко-римского времени.
В честь бога Хора Бехдетского в Эдфу был построен грандиозный храм 137 м в длину и 79 м в ширину. При высоте пилонов 36 м его считают третьим по величине после Карнакского храма и комплекса Мединет-Абу.
Согласно мифу, храм в Эдфу был построен на месте великой битвы между Хором и Сетом. Хор, или Гор, – бог неба и солнца в облике сокола. Его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями.
Сын божественной пары Исиды и Осириса, подросший Хор отомстил за убийство своего отца Осириса, которое совершил его брат Сет. Сет был изгнан, и Хор сел на престол. Таким образом, в Древнем Египте Хор считался прообразом всех фараонов, а сами фараоны были его земным воплощением.
В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, иногда человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра. Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и супругой Хатхор, статую которой брали из Дендеры и ежегодно провозили по Нилу.
На рельефах Хор представлен в трех лицах: собственно Хор Бехдетский, Хор-Ра и Хор, сын Осириса и Исиды.
Храм в Эдфу существовал с древнейших времен.
Но в эпоху Птолемеев от старого храма уцелел только наос, на котором сохранились картуши Нектанеба II. И он был отстроен заново по древним планам. Первый камень в основание восстанавливаемого храма был заложен 23 августа 237 года до н. э. при Птолемее III Эвергете. В 212 году до н. э. завершился первый этап строительства храма, а 10 сентября 142 года до н. э. в присутствии Птолемея VIII Эвергета и его жены храм был первый раз освящен.
В него торжественно внесли статую Хора.
В 140 году до н. э. с юга к храму пристроили две залы с колоннами, гипостильный двор, громадный пилон и окружающие храм стены. В 70 году до н. э. храм был повторно освящен.
В 56 году до н. э. были возведены ворота из ливанского кедра, обитые бронзой. И только в 47 году до н. э. строительство, длившееся почти 200 лет, было закончено.
Храм был построен в честь бога Хора, однако в силу некоторых особенностей культа первоначально считалось, что божество имеет местное происхождение. В текстах времен Среднего царства и более поздних город Эдфу во втором номе Верхнего Египта упоминается под названием Бехдет.
В текстах самого храма бог фигурирует под именем Хор Бехдетский. Однако затем было установлено, что культ Хора распространился в Эдфу из города Бехдет в Дельте во времена Древнего царства. Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном, поэтому Эдфу они называли Аполлонополь Магна.
После Римской империи храм был заброшен, а язычество объявлено вне закона. Когда появился эдикт 391 года императора Феодосия о запрете языческих культов в Римской империи, над храмом нависла угроза полного уничтожения. Часть убранства была уничтожена, гипостильный зал был сожжен. За полтора тысячелетия запустения храм оказался похороненным под 12-метровой толщей песка и речных наносов Нила. Над ним возводили другие дома, пока его не раскопал Огюст Мариетт. Как оказалось, песок на протяжении многих столетий отлично сохранил утраченные ценности древней цивилизации.
Ось храма идет с юга на север – «от Ориона к Большой Медведице». Резьба на стенах массивных башен-близнецов с изображением традиционных сцен побед великих фараонов является почти зеркальным отражением друг друга. Вверху видны канавки для мачты флагов, которые развевались возле входа.
Две статуи сокола Хора расположены перед главными воротами. Пилон украшен со всех сторон надписями и изображениями – Птолемей Дионис символически приносит в жертву Хору и Хатхор врагов и молится местным божествам. За царем и царицей идет процессия представителей разных стран, несущих в храм дары.
На верхнюю платформу пилона ведут две лестницы, в каждой из которых 242 ступени, с 14 площадками.
За пилоном расположен большой четырехугольный двор с 32 колоннами. Барельеф внутреннего двора с колоннадой изображает важный ежегодный праздник, во время которого культовую статую Хатхор доставляли на барже в Эдфу для встречи с ее супругом Хором.
Перед главным фасадом храма стоит знаменитая статуя Хора из черного гранита в виде сокола с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Внутри большого гипостильного зала 18 высоких резных колонн поддерживают потолок, украшенный астрономическими надписями.
С южной стороны расположены две палаты – слева «Дом Утра», где священники одевались для ритуалов, и справа «Дом книги», где сохранились священные тексты и рельефы с изображением Сешат, богини письма.
Рядом находились лаборатории, на стенах которых были начертаны рецепты благовоний и мазей, а в противоположной части – казна, где хранилось золото, драгоценные камни и ценные ритуальные предметы.
Далее следовал фестивальный зал – наиболее старая часть храма Хора. Во время фестивалей этот зал украшали фаянсом, цветами и травами, а в воздухе витал аромат ладана и мирры. Через проход справа доставляли напитки, фрукты и животных для жертвоприношения.
Проход в западной стене ведет в коридор с рельефами победы Хора над Сетом. На них изображены мистерии, которые исполняли в ритуальных сценах фестиваля, где Сет принимает образ бегемота и скрывается под лодкой брата.
В конце игры священники разрезали и съедали торт в виде бегемота.
Архитектура храма, сочетающая античные и древнеегипетские элементы, по сути, эклектична. На всех стенах внутри и снаружи храма имеются многочисленные надписи и изображения: миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов; гимны Хору; отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи и многое другое.
Надписи в храме Эдфу имеют важное значение для египетской филологии. Над их переводом сегодня работают немецкие специалисты.