Свою киотскую резиденцию – замок Нидзё, сёгун Токугава Иэясу строил 23 года. И хотя его главная
ставка находилась в Эдо (современный Токио), замок Нидзё был для него особым местом.

Япония многим обязана Токугаве Иэясу, прежде всего объединением разрозненных земель после междоусобиц Эпохи воюющих провинций. Человек выдающихся способностей, он стал основателем династии сёгунов, правивших в Японии в течение 250 лет.

В замке Нидзё, 12 февраля 1603 года император официально признал власть Токугавы Иэясу.

Нидзё не предназначен для длительных осад. Это скорее не оборонительное сооружение, а дом клана Токугава, который его члены использовали во время своих визитовк императорскому двору.

Два кольца укрепленных стен с широкими рвами охватывают огромный комплекс с садами, павильонами, дворцами и чайными домиками. В одном из них во время свадебного путешествия пила чай, казалось бы, счастливая пара – принц Чарльз и принцесса Диана.

Во внутреннем кольце стен расположен дворец Хоммару, а между кольцами укреплений – великолепный дворец Ни-
номару. Этот дворец – целая цепочка строений, соединенных между собой крытым деревянным коридором. Причем чем выше был статус гостя, тем дальше он мог пройти.

В Главном зале первого строения сёгун принимал послов императора, в Большом зале следующего – даймё (региональных правителей), в Черном павильоне сёгун встречался с друзьями и, наконец, в Белом павильоне жил он сам, его жены и наложницы.

Летом ширмы коридора раздвигаются, чтобы дать доступ свежему воздуху, и тогда он превращается в длинную веранду
с видом на один из самых прелестных садов Японии. Правда, во времена Токугава Иэясу в саду не было ни одного дерева – только живописное нагромождение камней.

Сёгун не любил листопада, напоминавшего ему о бренности всего живого.

Пол каждого следующего строения выше предыдущего. Причём во всех есть небольшое возвышение для самого сёгуна, чтобы никто из присутствующих не был выше его.

Замок Нидзё

Как и во всех традиционных японских домах, здесь почти нет мебели – все внимание на стены и потолок, покрытые росписями на золотом фоне. Художники из самурайской семьи Кано выполнили их в XVII веке. В качестве сюжетов – вечные японские темы: ветви цветущих вишен, сосны, резвящиеся пантеры, дикие гуси в зарослях бамбука. Все это исполнено густыми красками на фоне мерцающего золота, чтобы убедить посетителей, что клан Токугава пришел к власти навсегда.