Звенигород – город необычный. Потаенный. Он нанесен на карты, но не попал в путеводители. В справочниках памятниками архитектуры названы пригородный Саввино-Сторожевский монастырь и один старинный храм на Городке.
Получается, если руководствоваться таким письменным источником, то нужно сразу ехать в монастырь, объезжая город. А храмы? В монастыре их вдоволь!
Привыкшие действовать по “правильной» схеме, сделав остановку у Городка, запасаются емкостями для воды и поднимаются к источнику. Даже не взглянув на старинную постройку, помнящую Андрея Рублева.
Зато более внимательный путешественник может чувствовать себя чуть ли не первооткрывателем.
Воды Москвы по-прежнему быстры, но хорошо охраняемый забор бережет вас от романтических глупостей. И лучше бы не идти шесть километров, а сэкономить силы и подъехать в центр города на автобусе или такси.
Современный город построен восточнее старинного Звенигорода, выросли районы и на месте заречного посада к югу от Звенигородского кремля. Однако стоит осмотреть место старинной крепости.
Немного из истории Звенигорода. Впервые он упоминается в грамоте Ивана Калиты тридцатые город XIV века. Город ттгдс был центром одноименного княжества, но однако местные князья жили в Москвовии.
Второй сын Дмитрия Донского перенес резиденцию в Звенигород, и при нем город расцвел. Вокруг кремля насыпали земляные валы, на них поставили деревянную стену с башнями.
В 1398 году недалеко от города на горе Сторожи был основан Саввино-Сторожевский монастырь.
В 1399-м в центре Звенигорода возвели белокаменный Успенский собор, а в 1405-м в монастыре – белокаменный Рождественский собор.
Еще сто лет назад Успенский собор на высоком холме над рекой Москвой был виден и из Заречья, и с московской дороги.
Но холм сильно зарос деревьями, и, поднимаясь по нему, вы не знаете, что вас ждет. По склону зигзагом пущена лесенка, вы проходите источник и упираетесь в пяток деревянных одноэтажных домиков – не удивляйтесь, вы действительно в древнем городе.
Здесь стояли административные здания, соляные и винные склады. Рядом с Успенским собором был деревянный княжеский дворец. Сегодня от прежних построек остались дом протоиерея 1901 года и Успенский собор.
Успенский собор – один из немногих сохранившихся каменных памятников XIV века. И среди сохранившихся – самый красивый. Четырехстолпный одноглавый храм сложен из местного белого камня в 1399 году. Фасады разделены на три части пилястрами с полуколоннами, на углах постройки собранными в пучки. На половине высоты стен и по верху барабана проходят пояса тонкой орнаментной резьбы. Под барабаном расположены два ряда килевидных кокошников. Перспективные порталы украшены заостренными арками и ребристыми бусинами.
Считается, что сразу после постройки собора или через несколько лет его расписывала артель мастеров под руководством Андрея Рублева. Большую часть первоначальных композиций сбили в XVIII веке во время ремонта. В XIX веке специалисты обнаружили остатки первоначальных фресок в малодоступных местах – за алтарем, на сводах окон. С тех пор при каждой реставрации открываются очередные порции росписей. В 1918 году из Успенского собора в Третьяковскую галерею перевезли самые знаменитые древнерусские иконы, приписываемые кисти Андрея Рублева: Спаса Вседержителя, апостола Павла, архангела Михаила.