Транссибирская магистраль: история строительства дороги через Евразию

 

Транссибирская магистраль — самая длинная железная дорога на планете. Великий сибирский путь раскинулся на 9302 км. Эта живописная линия пересекает два континента — Европу и Азию.
 

Предыстория

По всем параметрам строительство Транссибирской магистрали не имеет аналогов в мировой истории. По скорости сооружения, по грандиозности работ с подрывом скал, переброской мостов через сибирские реки, засыпкой непроходимых топей, вырубке тоннелей в горах. Наконец, по масштабам гигантской стройки первоначальной протяженностью более 7000 км, включая участки с вечной мерзлотой и районы, куда до строителей вообще никогда не ступала нога человека.
 
Транссиб, история
 
Историческим начальным пунктом Великого Сибирского пути стал Московский вокзал Санкт-Петербурга, однако с переносом столицы в Москву отсчет стали вести от московского Ярославского вокзала до Владивостока, где кончается Транссиба. Это более 9000 км.

Впервые вопрос о прокладке железной дороги на востоке России ставился в 1857 году. В 1887 году было организовано три экспедиции специалистов, которые подтвердили возможность стройки.

Решение о прокладке сибирского железнодорожного пути от Челябинска до Владивостока было принято в 1891 году, когда царь Александр lll подписал рескрипт:

Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей сетью внутренних рельсовых сообщениях. 

При создании Транссиба Россия отказалась от участия иностранного капитала в этой стройке, опасаясь за дальнейшую судьбу несметных сибирских богатств.

19 мая 1891 года цесаревич Николай Александрович, будущий царь Николай II, произвёл во Владивостоке закладку первого камня и серебряной пластины. С этого и начинается история железной дороги через Евразию.

Строительство Транссибирской магистрали

Около 100 тысяч рабочих вели грандиозную стройку участками, двигаясь навстречу друг другу из Челябинска и Владивостока. Вручную строители укладывали по 500600 км пути в год. Это сравнимо с современными темпами строительства дорог в условиях развитой инфраструктуры и высоким уровнем механизации.

Транссибирская магистраль

Стык рельсов состоялся уже в 1901 году, в 1903 году на отдельных участках пошли поезда, а 5 октября 1916 года с пуском моста у Хабаровска была открыто сквозное однопутное движение на всём протяжении самой великой железнодорожной магистрали на земле.

Транссибирская магистраль
Башкирский стрелочник на Транссибирской магистрали

Сегодня поезда Транссиба проходит 89 км по берегу озера Байкал. Сибирские леса и отвесные скалы, таинственные тоннели и величественные виадуки, а главное — необозримые просторы озеро… Никого не оставляет равнодушным эта часть пути.

Транссибирская магистраль

Популярными стали специальные путешествия по Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) — одного из уникальных участков Транссиба. Её достопримечательность — вокзал Слюдянка на берегу Байкала.

Транссибирская магистраль

Сделанный полностью из добываемого здесь белого и розового мрамора, он поражает путешественников своей красотой.

Строительство Транссибирской магистрали историки называют одним из самых значимых событий XX века.