Выход очередной экранизации великого произведения неизменно вызывает множество споров. Критике подвергается прежде всего подбор актеров. То Анна Каренина не такая, то Понтий Пилат слишком старый, то Настасья Филипповна никудышная.
Это и понятно. У каждого читателя складывается свой образ литературного персонажа. Когда он видит что-то совсем непохожее на этот образ, он разочаровывается, раздражается, злится. Но ведь и режиссер имеет право на свое видение. Только в отличие от читателя, созданный с помощью актера образ он вытаскивает на всеобщее обозрение.
Снято 17 экранизаций “Идиота» и фильмов по мотивам романа Достоевского. 17 разных Мышкиных, Рогожиных, Барашковых. Все они, наверное, в свое время удивляли или даже возмущали читателей.
Ниже перечислены почти все.
В 1910 году вышел немой фильм Петра Чардынина. Настасью Филипповну сыграла Любовь Варягина, фото которой не сохранились (есть кадр из первой экранизации “Идиота», но рассмотреть там что-то почти невозможно).
Спустя девять лет Сальваторе Аверсано снял фильм с Фернандой Фасси.
Примерно в то же время еще один итальянец — Эудженио Перего — взялся за Достоевского. Роковую красавицу сыграла Паола Борбони. Фильм называется “Князь-идиот».

В 1921 году вышел немецкий “Идиот» под названием “Неверные души» с датчанкой Астой Нильсен в роли Настасьи Филипповны.

К слову, эта актриса была замужем за актером МХАТа Григорием Хмарой, который в 20-е годы уехал заграницу, после пытался вернуться в СССР, но его не пустили, а последнюю роль он сыграл во французской экранизации романа “Преступление и наказание».
Следующая картина по знаменитому роману вышла только через 25 лет. И тоже снята была иностранцами. Фильм французского режиссера Жоржа Лампена. В главной женской роли — Эдвиж Фейер.

В 1951 году очередь дошла до японцев. В фильме Акиры Куросавы, действия которого разворачиваются, конечно, не в России, а в Японии, Настасью сыграла Сэцуко Хара.
И наконец в 1958-м русские актеры (вернее, советские) сыграли героев Достоевского. Речь о знаменитой картине Ивана Пырьева с Юрием Яковлевым в главной роли.
В фильмографии Юлии Борисовой всего три работы: помимо Настасьи Филипповны, роли в картинах “Три встречи» и “Посол Советского Союза».

В 1966 году вышел британский сериал режиссера Алана Бриджеса. В роли Настасья Барашковой — Адриен Корри.

Людмила Максакова сыграла героиню Достоевского в фильме-спектакле Александра Ремизова в 1979 году.

Анджей Жулавский в середине 80-х снял фильм по мотивам “Идиота», в котором главный герой — француз, пациент психиатрической лечебницы. Выйдя из больницы, он объявляет себя венгерским принцем. Девушку, сострадающую ему, сыграла Софи Марсо.

Спустя тринадцать лет она примерит на себя образ Анны Карениной, и это понравится не многим русским читателям.
Самая необычная киноадаптация романа Достоевского — “Настасья» Анджея Вайды. Фильм в стиле кабуки — японского театрального направления, представляющего собой сочетание пения, музыки, танцев, драмы. Актеры выходят на сцену с толстым слоем грима, напоминают гейш. Мужской грим от женского отличается, хотя это отличие заметит лишь искушенный зритель.
Впрочем, в “Настасье» женщин нет. И Мышкина, и Настасью Филипповну играет Бандо Тамасабуро V.

В начале 2000-х многие российские критики были в восторге от “Даун Хауса» Романа Качанова и называли этот фильм самой смелой экранизацией Достоевского. Спорить о том, удалось ли Анне Букловской воплотить на экране роль Настасьи Филипповны, бессмысленно. Это совсем другая Настасья, другой Мышкин. Это фантазии Ивана Охлобыстина, которые понятны далеко не каждому.

А вот Владимир Бортко всегда с большим уважением относился к литературным первоисточникам. И в его сериале чувствуется дух Достоевского.
Князь Мышкин — это, возможно, лучшая роль Евгения Миронова.
Что касается Настасьи Филипповны…

Лидия Вележева на момент выхода фильма была старше своей героини на 12 лет. И это сложно не заметить. Но дело не только в возрасте. Вележева и красивая, и статная, и с роковым блеском в глазах. Однако нет в ней той хрупкости, которую Настасья Филипповна тщетно пыталась спрятать от своих похотливых ухажеров, и которую разглядел Мышкин. Нет трагического, трогательного.
У Вележевой Настасья Филипповна получилась слишком жесткой.