Почему сегодня не снимают таких фильмов, как “А зори здесь тихие…»? Вернее, Давлетьярова снял фильм с таким же названием, по тому же сценарию, но это совсем другое, это всего-навсего ремейк картины Станислава Ростоцкого. И не очень удачный. Да и прочие произведения “нового времени», мягко говоря, проигрывают советским.
Можно, конечно, сказать в тысячный раз: актеры не те, режиссеры бездарны…
Но нет. Здесь дело не только в талантах.
Нынешние военные драмы созданы людьми, ничего не знающими о войне. Большинство советских фильмов — фронтовиками.
Борис Васильев ушел добровольцем на фронт в конце июня сорок первого. Ему едва исполнилось семнадцать. В июле он попал в окружение под Смоленском, откуда выбрался в октябре. В марте 1943-го Васильев был тяжело контужен, после чего направлен в госпиталь.
Его литературный дебют состоялся в 1954 году. Это была пьеса на военную тему, как и почти все последующие произведения Бориса Васильева.
Повесть “А зори здесь тихие…» появилась в журнале “Юность» в 1978-м.
Станислав Ростоцкий ушел на фронт с сорок третьем. Прошел от Вязьмы до Праги. Был тяжело ранен. Выжил благодаря медсестре Анне Бекетовой, которая дотащила его до госпиталя после того, как по нему проехался танк.
Когда Ростоцкий прочитал повесть Васильева, он понял, что должен снять по ней фильм. Много хороших картин вышло на советские экраны до 1972 года, но все это были истории о мужчинах. Ни в одной прежде не поднималась женская тема.
И эта тема, тема женщины на войне, очень тревожила Станислава Иосифовича, всю жизнь помнившего подвиг, который совершила хрупкая женщина в феврале 1944 года.
Он решил посвятить фильм медсестре, спасшей ему жизнь. Хотя знал, что она его посмотреть не сможет.
К подбору актеров он относился очень серьезно, Мартынова утвердил только спустя несколько недель после проб. Еще скрупулёзнее искал молодых актрис: нужны были новые лица, не вызывающие у зрителей ассоциаций с другими кинообразами.
Кроме Ольги Остроумовов, все “зенитчицы» были студентками. Для Екатерины Марковой, Елены Драпеко, Ирины Долгановой роли в фильме “А зори здесь тихие…» стали дебютными.
К концу съемок Анна Бекетова была еще жива. Но она сильно болела и уже ничего не видела. Ростоцкий привез ее на киностудию — показать фильм.
Анна Бекетова слушала голоса Васкова, Жени, Риты, Сони, Лизы… А Станислав Иосифович время от времени комментировал: объяснял своей главной зрительнице, что сейчас происходит на экране.