Олег Даль — актер редкого дарования, одна из самых ярких фигур творческой интеллигенции 70-х. А у талантливых и ярких, как правило, невыносимый характер, они слишком требовательны не только к себе, но и к окружающим.

К профессии Даль относился более чем серьезно, почти фанатично. Слишком свободолюбивый и абсолютно неспособный приспосабливаться и идти на компромиссы, он прослыл одиозной личностью.

В 1969-м на «Ленфильме» шли съемки «Короля Лир». Олег Даль играл шута. Играл, как всегда, блистательно, но по своему обыкновению провоцировал конфликты на съемочной площадке. Режиссер Григорий Козинцев относился к нему как к сыну и многое прощал. Однажды он сказал Далю:

Твоя привилегия говорить правду, как и шута, которого ты играешь.

Актёр Олег Даль

В нем на самом деле было что-то от юродивого: говорил что думал, причем всем — коллегам, режиссерам, киношным чиновникам. Часто делал это себе во вред.

Олег Даль дебютировал в кино в 1961 году в картине «Мой младший брат» по повести Василия Аксенова. Он, как и Збруев, в фильм попал неслучайно: их фото на «Мосфильме» увидел автор сценария и воскликнул: Да это же мои мальчики!».

Актёр Олег Даль

А вот Андрея Миронова на съемочную площадку привела мама. Вроде бы ничего особенного, мать поддерживает сына, помогает ему, к тому же сын далеко не бездарь. Но Даля это покоробило. На съемках он то и дело поддевал Миронова, и тот его побаивался.

Через пять лет на экраны вышла военная трагикомедия «Женя, Женечка и “катюша”». Картина со сложной судьбой. И создавалась мучительно, и вышла «третьим экраном» (показывали только в провинции). И актера на главную роль пришлось долго отстаивать.

Даль сорвал пробы дважды. Худсовет выступил против кандидатуры недисциплинированного актера, но режиссеру и автору сценария удалось-таки отвоевать Даля: они знали, что Женю Колышкина сможет сыграть только он.

Актёр Олег Даль

Но далеко не все режиссеры относились к нему благосклонно: слишком уж взрывной характер, кроме того, явное неуважение к коллегам (на самом деле за неуважение часто принимали неприятную привычку рубить правду-матку в глаза, но не суть…).

Олег Даль был прежде всего театральным актером. Однако на этом поприще складывалось все так же сложно, как и в кино. Он переходил из одного театра в другой. Возвращался. Снова уходил.

Вот что Олег Даль говорил о «Современнике», в котором служили лучшие отечественные актеры:

Мы дневали и ночевали в театре. Это было счастливое время. Но жизнь жестокая штука. Появились семьи, появились дети, надо было зарабатывать деньги. А потом появились квартиры, автомобили и прочая ерунда, которая губит творческое начало. И искусство закончилось.

Случались конфликты у него и с Олегом Ефремовым, причем «черная кошка«, пробежавшая между ними, имела отношение и к вопросам личного характера.

Актёр Олег Даль

Широко известна некрасивая история, произошедшая на свадьбе Олега Даля и Нины Дорошиной. Праздновали в театре. В самый разгар веселья Олег Николаевич Ефремов усадил невесту себе на колени и сказал: «А любишь ты все-таки меня!». Даль ушел с собственной свадьбы и исчез на две недели. С Дорошиной он вскоре расстался.

Самое страшное для актера — невостребованность. Для Даля самым невыносимым было другое: необходимость играть в плохих спектаклях, плохих фильмах. Даже не плохих — далеких от совершенства.

Он часто отказывался от ролей. Уже в конце 1980-го вдова Даля, перебирая бумаги в его кабинете, обнаружила целую коллекцию отвергнутых сценариев. Там были сценарии к фильмам, ставшим впоследствии кинохитами (например, «Ирония судьбы» Рязанова).

К слову, эта привычка разбрасываться ролями и спровоцировала конфликт на «Мосфильме». Даль отказался сниматься в «Экипаже» Александра Митты (предлагали роль бортинженера Скворцова, которую сыграл Филатов). На столичной киностудии это было не принято.

Тогдашний начальник актерского отдела кричал на Даля: «Кто вы такой? Да вас знать никто не знает!».

В конечном счете привередливый актер попал в негласный черный список «Мосфильма». Снимать его запретили.

В те дни Даль написал в своем дневнике:

Ну поглядим, мразь чиновничья, что останется от меня, а что — от вас.

В общем-то, оказался прав. Даля помнят как гениального актера, о его конфликтности сегодня говорят как о составляющей большого таланта. Ну а чиновника — как человека, отравлявшего ему жизнь.

Впрочем, был еще «Ленфильм». Одна из последних киноработ Олега Даля — роль в фильме «Отпуск в сентябре» по пьесе А. Вампилова «Утиная охота».

Актёр Олег Даль

Это был тот редкий случай, когда Даля все устраивало. И сценарий, и то, как он сыграл. Однако фильм благополучно отправили на полку, где он пролежал долгих восемь лет.

Он всю жизнь стремился к пресловутому идеалу, и вот наконец нашел его. Но оказалось, этот идеал никому не нужен.

Стоит привести еще одно высказывание режиссера Козинцева. Когда у него спрашивали, почему он многое прощает Далю, тот сказал:

Мне жаль его. Он не жилец.

Как в воду глядел.

Актёр Олег Даль

 

Сердце Олега Даля остановилось 3 марта 1981 года в номере киевской гостиницы. Через три месяца ему бы исполнилось сорок.