Возможно, не было бы в России феномена великой культуры XIX столетия, не будь на Москве пожара 1812 года. Город выстрадал, закалил свой дух, укрепил национальное самосознание и через слово, музыку, живопись, философскую и научную мысль открыл миру свою душу.
Чем иным объяснить тот факт, что Москва в XIX веке стала культурной столицей России?
Вскоре после пожара над Москвой взвился поэтический салют. Сказочным Гвидоном поднялся Пушкин.
Блистали его современники — Жуковский, Батюшков, Рылеев, Веневитинов, Дельвиг, Баратынский, Кольцов, Одоевский, Вяземский, Глинка, Языков, Растопчина, Павлова. Золотой век поэзии.
С 30-х годов на несколько десятилетий является проза, по сей день не превзойденная ни своей, ни другими литературами.
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой, Лесков, Аксаковы, Писемский, Салтыков-Щедрин..
Публицистика Белинского, Герцена, Чернышевского, Писарева, публицистическая поэзия Некрасова, книги писателей-народников и землепроходцев Глеба Успенского, Златовратского, Даля, Максимова, Афанасьева. Философия Чаадаева, Федорова, В.Соловьева.
Расцветает драматургия — Грибоедов, Островский, Чехов.
Московский университет славится профессорами: Погодин, Шевырев, Грановский, Леонтьев.
Журналистика: «Молва» и «Телескоп» Надеждина, «Московский телеграф» Полевого, «Современник» Пушкина, далее — несть числа.
Западники и славянофилы позднее определяются в разные философские и политические школы, чтобы дать жизнь идеям нового века.
На сцене блистают Щепкин, Мочалов, Каратыгин. К концу века появляется много театров — Малый, МХАТ.
Музыка — Чайковский, Скрябин, Рахманинов…
Живопись — от Венецианова до Врубеля, через всю Третьяковскую галерею.
Потеряла один статус — приобрела другой.
Не так, так эдак, но снова утвердилась столицей.
Беспокойная, ищущая себя душа города притягивала к себе не только завоевателей.