Возможно, не было бы в России феномена великой культуры XIX столетия, не будь на Москве пожара 1812 года. Город выстрадал, закалил свой дух, укрепил национальное самосознание и через слово, музыку, живопись, философскую и научную мысль открыл миру свою душу.

Чем иным объяснить тот факт, что Москва в XIX веке стала культурной столицей России?

Вскоре после пожара над Москвой взвился поэтический салют. Сказочным Гвидоном поднялся Пушкин.

Блистали его современники — Жуковский, Батюшков, Рылеев, Веневитинов, Дельвиг, Баратынский, Кольцов, Одоевский, Вяземский, Глинка, Языков, Растопчина, Павлова. Золотой век поэзии.

С 30-х годов на несколько десятилетий является проза, по сей день не превзойденная ни своей, ни другими литературами.

Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой, Лесков, Аксаковы, Писемский, Салтыков-Щедрин..

Публицистика Белинского, Герцена, Чернышевского, Писарева, публицистическая поэзия Некрасова, книги писателей-народников и землепроходцев Глеба Успенского, Златовратского, Даля, Максимова, Афанасьева. Философия Чаадаева, Федорова, В.Соловьева.

Расцветает драматургия — Грибоедов, Островский, Чехов.

Московский университет славится профессорами: Погодин, Шевырев, Грановский, Леонтьев.

Журналистика: «Молва» и «Телескоп» Надеждина, «Московский телеграф» Полевого, «Современник» Пушкина, далее — несть числа.

Западники и славянофилы позднее определяются в разные философские и политические школы, чтобы дать жизнь идеям нового века.

На сцене блистают Щепкин, Мочалов, Каратыгин. К концу века появляется много театров — Малый, МХАТ.

Музыка — Чайковский, Скрябин, Рахманинов…

Живопись — от Венецианова до Врубеля, через всю Третьяковскую галерею.

Потеряла один статус — приобрела другой.

Не так, так эдак, но снова утвердилась столицей.

Беспокойная, ищущая себя душа города притягивала к себе не только завоевателей.