История Припяти трагическая и короткая. Основанный в 1970-м, город прожил всего 16 лет и умер 26 апреля 1986-го в 1 час 23 минуты 58 секунд — в момент самой крупной технологической катастрофы. Катастрофы, которая изменила мир.

Город-спутник АЭС

История Припяти начинается со строительства Чернобыльской атомной электростанции. До 1970 года на карте СССР было восемь атомогородов. Припять стала девятым.

Припять до катастрофы

Города-спутники проектируются с чистого листа», и имеют преимущества перед старыми, беспорядочно застроенными населенными пунктами, а именно: удачное расположение жилых зон, просторные улицы, удобные транспортные развязки.

Именно такой была Припять. Ухоженной, зеленой, с четко продуманной планировкой. Построенной для сотрудников печально известной атомной электростанции.

Припять возводилась в короткие сроки — в ее строительстве были задействованы жители разных регионов страны. Подобных городов тогда в СССР было мало: планировка основана на принципе треугольной застройки» (чередование пятиэтажек с более высокими жилыми домами).

Припять до катастрофы

Припять стала эталоном советского города: хорошо снабжалась, быстро строилась и развивалась.

Город молодёжи 

Здесь совсем мало проживало пенсионеров — основу населения составляли молодые специалисты. И очень много было детей. В городе, в котором проживало к 1986 году 48 тыс человек, действовало пять школ, и в некоторых обозначение классов доходило до буквы К». 

Припять до катастрофы

Припять несколько раз посещали делегации из дружественных социалистических государств. Город считался образцовым. Сегодня его название — синоним страшной трагедии.

Катастрофа на ЧАЭС

Итак, Припять находится в двух километрах от атомной электростанции, названной в честь районного центра — Чернобыля. Сам же районный центр располагается в 18 километрах от АЭС, и к трагедии 26 апреля 1986 году прямого отношения не имеет.

Взрыв в четвертом энергоблоке произошел в ночь с пятницы на субботу. Частично обрушил здание, уничтожил реактор и спровоцировал выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. Во время взрыва погиб один из сотрудников станции — Валерий Ходемчук, тело которого так и не было найдено. Еще один скончался от ожогов. У более чем ста сотрудников и спасателей начала развиваться лучевая болезнь. Но это было только начало страшной истории — в Припяти случилась авария, после которой радионуклиды цезия и йода разнеслись по большей части Европы.

Советские газеты о катастрофе написали только днем 27 апреля. Тогда же в городе была объявлена эвакуация.

Из воспоминаний жителя Припяти:

Слухи о том, что нас будут эвакуировать, начали появляться рано утром 27-го. Сейчас часто пишут, что в тот день в городе царила паника. Все это вранье — никакой паники не было. Эвакуация, по моему мнению, прошла блестяще. В девять о ней объявили по радио, в три часа дня нас уже в городе не было. Первое время мы жили в селе под Киевом. 27 апреля сказали, что эвакуация временная, а потому мы верили, что скоро вернемся в Припять. Поначалу верили…

Однако эвакуация должна была начаться как минимум на сутки раньше. А в субботу, спустя несколько часов после аварии, дети как ни в чем не бывало пошли в школу. Информацию об аварии чиновники скрывали от населения. 

Из воспоминаний жительницы Припяти:

Мне было тогда девять лет. О том, что что-то произошло, я поняла утром 26-го. Мама должна была поехать в другой город, но на автостанции люди в форме всем сказали разворачиваться и идти домой. При этом ничего не объяснили. В школе в тот день творилось нечто невообразимое. Технички бегали по коридорам, протирали тряпками все что видели. Возле каждого класса лежала мокрая тряпка, чего раньше не было. Ходили слухи о взрыве, но мы сильно не переживали. Не испугались, даже когда среди урока в класс зашли какие-то женщины и начали раздавать таблетки. Кто знает, может, потому я и не стала инвалидом, что выпила сразу йодные таблетки.

Все же время было потеряно. Многие жители успели получить обучение.

27 авпреля в город прибыло 1200 автобусов. Людям объявили: взять с собой можно лишь документы, минимум одежды и продукты питания на первое время. В течение трех часов из города были вывезены все жители. Позже их переселили в новый город-спутник — Славутич.

Припять 27 апреля 1986 года

В конце 80-е сюда начали наведываться мародеры. Город советской мечты превратился в призрак, опустошенный и разграбленный.

В 2019 году тема Чернобыльской зоны отчуждения приобрела небывалую популярность среди иностранцев — вышел мини-сериал о катастрофе и событиях 19871988 годов. В фильме многие факты искажены, как утверждают российские эксперты, хотя среди них по сей день нет единого мнения о причинах аварии.

Припять сегодня

После аварии была проведена дезактивация. Однако минимум сто лет еще пройдет, прежде чем город станет пригодным для проживания.

История Припяти

Припять обнесена колючей проволокой. У въезда — КПП. Город ежегодно посещают бывшие жители и участники ликвидации аварии. Но есть и люди, которые не желают видеть Припять мёртвой — хотят помнить ее такой, какой она была в те далекие советские времена. До аварии.

Об экскурсиях и достопримечательностях Припяти читайте здесь