Пожалуй, нет в русской литературе произведения, в котором главная героиня вызывала бы такое неприятие.

Катерина Измайлова любила, хотела любви, но была обманута. Однако никакая любовь, никакое предательство не оправдывает то, что она совершила. Более того, ее любовь после совершенного ею преступления превращается в нечто низменное, подлое.

Фильм Валерия Тодоровского Подмосковные вечера» основан на повести Лескова Леди Макбет Мценского уезда». Только действие перенесено в 90-е годы минувшего века. И Катя, которую сыграла Ингеборга Дапкунайте, более достойна сострадания, нежели героиня Лескова.

Приятно считать, что в 90-х в России хороших фильмов не снимали. Но это не совсем так: талантливый режиссер, который не пытается шокировать или удивлять зрителей, не эксплуатирует злободневные темы, а просто создает кино о людях, даже в смутные времена» остается художником, а не дельцом.

Пётр и Валерий Тодоровские

Петр Тодоровский как-то сказал Мне интересен человек». Эта короткая фраза объясняет, откуда в его фильмах столько душевности, почему картина о бывшей фронтовой королеве стала классикой, а история интердевочки драмой, а не чернухой. Сын Петра Ефимович наследовал от отца этот интерес к человеку.

Его Подмосковные вечера» — история несчастного существа, обделенного любовью. Хотя по повести Лескова могла получиться совсем другая картина.

Не будем вспоминать Катю Измайлову в исполнении Андрейченко (фильм Балаяна близок к первоисточнику), но вспомним Леди Макбет» 2015-го — британскую картину по мотивам произведения Лескова. Мерзкая история циничной убийцы, оставляющая на душе неприятный осадок.

Фильм "Леди Макбет"

Катя в Подмосковных вечерах» совсем другая. Фильм не преступнице, а о том, к чему может привести равнодушие и нелюбовь.

В доме свекрови Катя — полезное, нужное существо, не более. Она бесплатная прислуга, машинистка знаменитой писательницы и по совместительству жена ее сына. И по тому, как смиренно Катя ведет себя с этой властной женщиной, понимаешь, что она привыкла к роли полезного, но легко заменяемого существа. Во всяком случае, ей казалось, что привыкла.

Пока в доме свекрови не появился Машков в образе брутального плотника.

Фильм "Подмосковные вечера"

Появление этого альфа-самца разрушает никчемный Катин мир, превращает ее из полезного существа в женщину, которая ничего не боится и готова на все. Понятно, что такая метаморфоза может случиться не с каждой.

Дапкунайте сыграла одну из тех, о ком принято говорить в тихом омуте…». Вроде бы и смиренная, и послушная, а в глазах-то черти, маленькие, едва заметные.

Но кто в Катины глазах заглядывал? Кому это надо? Муж и свекровь были слишком заняты собой и всерьез эту подай-принеси» не воспринимали. За что и поплатились.

Грехов на душе героини Подмосковных вечеров» поменьше, чем на душе классической Измайловой. Свекровь сама отходит в мир иной, хотя и не без Катиного участия. Малолетнего родственника в сюжете и вовсе нет. Кроме того, в Подмосковных вечерах» Катя далеко на самый неприятный персонаж.

Фильм "Подмосковные вечера"

Машков играет так, что понимаешь, у Кати не было никаких шансов. Случайные, но с намеком фразы, долгий, пристальный взгляд, искреннее участие. Ночные посиделки и полежалки. Ну а после неожиданно» любовь исчезает, а герой-романтик превращается в изворотливую сволочь.

СвекровьСамовлюбленная стерва, которую блистательно сыграла Алиса Фрейндлих. Стервозность и эгоизм в каждой фразе, в каждом движении.

Что ты вообще можешь понять своими бездарными мозгами машинистки?!».

Фильм "Подмосковные вечера"

Она сама себе вынесла приговор, не заметив, что рядом с ней живой человек со своими мыслями и желаниями. А ведь машинистки тоже хотят любви и уважения.

Подмосковные вечера
Александр Феклистов

Муж Кати — инфантильный маменькин сынок, который не видит ничего дальше своего она. Впрочем, Митю жалко. Зря плотник его кочергой…

И ещё один интересный персонаж.

Юрий Кузнецов
Юрий Кузнецов

Странноватый следователь с чертами Порфирия Петровича, понимающий куда больше, чем может показаться. Говорит загадками и намеками, пересказывает сюжеты классики, выдавая их за реальные случаи в своей практике, и делает это не просто так:

А вот случай. Милая женщина, библиотекарь, полюбила милиционера, до того полюбила, что оставила дом, семью. А он с ней роман закрутил, а потом, конечно, бросил. И что вы думаете? Она бросилась под электричку. А еще… Девушка вышла замуж, вроде все замечательно, муж замечательный. Только одна незадача — свекровь ее тиранила. Девушка и прыгнула с обрыва.

Следователь Романов догадывается, что случилось с писательницей и куда пропал её сын. И уверен, что во всем виноват плотник и даже пытается помочь Кате. Но ее уже не спасти…

Фильм "Подмосковные вечера"

Катерина Измайлова — героиня очень неприятная, чего не скажешь о героине фильма Тодоровского, которая вызывает только жалость.

Еще одно достоинство фильма — музыка. Немного тревожная, но не навязчивая, создающая органичный фон классическому сюжету с элементами триллера.