Никон появился в Кремле в 1646 году согласно обычаю — каждому вновь избранному игумену представать пред ясные государевы очи.

В те дни молодой царь Алексей Михайлович еще переживал почти одновременную смерть отца, царя Михаила, и матери Евдокии. Выросший в окружении большой семьи, он с малолетства воспитывался как наследник престола, которому ничто не могло помешать стать царем.

Однако с первых дней власти осиротевшему царю Алексею остро не хватало близкого по духу человека, какой был у его отца в лице Филарета.

Беседа за беседой открывали Алексею Михайловичу незаурядный характер Никона.

Он заступался за обиженных и обездоленных. Царю это нравилось, он оставил игумена в Москве. Как архимандрит Новоспасского монастыря, Никон поразил прихожан тем, что создал пение одушевленное, «паче органа бездушного», произносил проповеди.

Царь, услышав никоновских певчих, завел такое же пение в своей придворной церкви.

Никон добился через константинопольского патриарха запрещения старого многогласия и «порченого пения». Не всем это понравилось, но все помалкивали, видя, как возвышается новый архимандрит.

Алексей Михайлович не отказывал Никону в средствах, а тот использовал их на устройство богаделен. В дни голода организовал раздачу еды бедным.

После смерти патриарха Иосифа Никон, по желанию царя Алексея Михайловича, предложили сан патриарха. Он наотрез отказался. Царь, созвав бояр и народ, в Успенском соборе кланялся в ноги Никону и со слезами умолял его принять патриарший сан. Гордый монах согласился при условиях: почитать его как архипастыря, считать его решения не подлежащими даже царскому обжалованию, не вмешиваться в его церковные дела, дать ему возможность устроить церковную жизнь по своему усмотрению и предоставить ему обо всем этом письменное обещание.

Патриарх Никон

Tакого на Руси еще не бывало, но Алексей Михайлович на все согласился и «дал о том бумагу».

Шесть лет Никон управлял Русской православной церковью, начав с исправления церковных книг, сравнивая их с греческим подлинниками в пользу последних. Он перенес в Москву греческие амвоны, посох, клобуки и мантии, церковные напевы, строил монастыри по образцу греческих.

В Москву отовсюду потекли книжные сокровища, среди них были не только церковные, но и Гесиод, Плутарх, ФукидидДемосфенЭсхил

Вначале царь во всем потакал Никону. Вопреки «Уложению», воспрещавшему патриарху и вообще духовенству покупать новые земли, Никон покупал их и открывал на этих землях монастыри. Особое внимание его было обращено на созданный им Новоиерусалимский монастырь под Москвой.

Воспитанный в царской семье, где отец Михаил Федорович дал своему отцу, патриарху Филарету, титул «великого государя», Алексей Михайлович сам предложил «собинному другу» Никону принять такой же титул. Никон охотно воспользовался предложением.

В 1654 году, отправляясь в поход, царь Алексей поручил заботам Никона свое семейство, переехавшее из Москвы в Вязьму, спасаясь от моровой язвы.

В 1656-1657 годах, во время войны со Швецией, спровоцированной Никоном, царь оставлял на попечение патриарха все государственные дела.

Недовольство Никоном, захватившим власть, росло среди бояр и не замедлило проникнуть в царский дворец и в женский терем.

Патриарха обожала сестра царя Татьяна Михайловна. Она ездила с ним на строительство Новоиерусалимского монастыря и видела в Никоне великого мужа.

Супруга царя, Мария Ильинична, придерживалась иного мнения. Ее подруга и родственница боярыня Феодосия Морозова, жена боярина Григория, брата Бориса Морозова, ярая сторонница старых церковных правил, ненавидела Никона, решительно и смело настраивала царицу против патриарха, указывая на его неблаговидное поведение.

Жена, как водилось в царской семье, открыла мужу-царю глаза.

Алексей Михайлович наконец понял, что слишком дал волю патриарху, прозрел, что между царем Михаилом и патриархом Филаретом — эта параллель была поначалу особенно дорога ему, — им и Никоном есть огромная разница. Прежде всего в том, что первые двое были членами одной семьи, где вся забота отца шла об укреплении власти сына, а Никон был чужой человек, заботившийся лишь об укреплении своей власти.

Летом 1658 года Никона не пригласили во дворец к обеду по случаю приезда грузинского царевича Теймураза. Патриарх послал своего боярина разведать причину. Окольничий Хитрово ударил его. Никон подал жалобу царю, тот обещал разобраться, но расправы не учинил и избегал встреч с патриархом. Перестал являться на богослужения, передал через боярина Ромодановского свое недовольство тем, что патриарх пишется великим государем, повелев более так не величаться.

В ответ Никон торжественно в церкви заявил, что снимает с себя патриаршую власть. Послал уведомить о том царя. Никакого ответа не последовало.

Никон ждал три дня и уехал в Воскресенский монастырь, а в 1660 году был созван Патриарший собор. Он решил избрать нового патриарха и лишить Никона чести архиерейства. В результате долгой тяжбы его сослали в Белозерский Ферапонтов монастырь, лишив сана.

Суд на патриархом Никоном

Патриарх Никон — сложная фигура. Одни считают основной его целью достижение превосходства духовной власти над светской. Другие — личное возвышение, продиктованное непомерным честолюбием. Третьи видят в нем великого реформатора церкви.

Четвертые называют Никона раскольником, надвое разрубившим храм веры.

Судьба главной противницы Никона — Феодосии Морозовой

Патриарх Гермоген: «Лучезарное светило» и польские интервненты