Гора Фавор, река Иордан, Гефсиманский сад, Гроб Господень… Чтобы увидеть эти места, не обязательно отправляться в дальние палестины. Достаточно отъехать на 40 километров от Москвы по Волоколамскому шоссе.

Здесь в XVII веке был устроен Новоиерусалимский монастырь.

Патриарх Никон на реке Истре задумал создать список Иерусалима – ландшафтную, архитектурную и духовную копию места страданий, смерти и воскресения Христа.

Подмосковная Палестина задумана как грандиозный архитектурно-ландшафтный комплекс. Река Истра близ монастыря – копия реки Иордан по ширине и по виду своих берегов. К югу от монастыря она точно соответствует месту крещения Господня, которое показывают паломникам на Святой земле. Соответственно, Истру переименовали в Иордан.

Вырыли новый проток – Кедрон. Насадили березовую рощу – Гефсиманский сад. Были устроены Силоамская купель и колодец Самарянки. Ближайшие холмы назвали Фавор и Сион. Редкие паломники в старину посещали Святую землю, но все эти названия были хорошо известны каждому православному по библейским текстам.

Если вы поедете на электричке, то выходите на станции Новоиерусалимская. До Воскресенского Новоиерусалимского монастыря идти меньше двух километров, от станции Истра через город будет дольше.

Новоиерусалимский монастырь

Увидев монастырь, сверните на левую тропку, чтобы пройти по новому вантовому мосту через Истру и мимо деревянных старинных построек войти в монастырь через западные Елизаветинские ворота.

В советское время за монастырем в петле реки Истра собрали деревянные постройки – церковь, часовню, избу, мельницу – и устроили небольшой музей деревянного зодчества. Церковь Богоявления, построенная в 1674 году и перестроенная в 1730 году, когда поменяли восьмерик и круглый барабан, не могла не запомниться и не понравиться.

Можно было залезть под нее – потрогать гигантские валуны фундамента, очевидно, их перенесли в музей вместе с разобранной церковью. Над скатами крыши террасы возвышался треугольник трапезной, выше шел четверик, а на нем восьмерик и круглый барабан под куполом. Срезы лемеха верхних ярусов бросали красивую зубчатую тень на нижние кровли. Это была самая красивая деревянная церковь из мной виденных. Церковь Богоявления сгорела в 2000 году от короткого замыкания.

Истра здесь быстрая, светлая и необычайно холодная. В парке за спиной монастыря среди деревянных построек можно представить, как выглядело это место в XVII веке. Патриарх выкупил земли у реки и начал строить Воскресенский монастырь с храмом Гроба Господня. До начала строительства монастыря холм надо было досыпать.

Со стороны автомобильной дороги с юга, а тем более с востока, где пологий въезд, эти работы не видны, но если вы подойдете снаружи к северной стене монастыря, то по крутизне обрыва поймете, что перед вами искусственное земляное сооружение.

На холме споро срубили храм, жилые покои, службы, новый монастырь окружила деревянная же стена. Нынешнюю каменную ограду возвели с 1690 по 1697 год, уже после смерти Никона. Под руководством архитектора Якова Бухвостова каменщики протянули километровую крепостную стену, на изломах поставили семь башен, а над воротами с востока и с запада – две надвратные церкви.

В центре комплекса в 1658 году патриарх повелел ставить копию храма Гроба Господня. Никон ориентировался на многочисленные рисунки и кипарисовую модель храма, специально привезенную из Иерусалима. Снаружи наш собор несколько отличается от иерусалимского прообраза. Больше куполов, другие наличники и карнизы. К тому же в Иерусалиме храм окружен домами, а у нас подан на блюде монастырского двора. Но компоновка здания и его размер соблюдены.

Если смотреть от главного «московского» восточного входа, то на первом плане из земли поднимаются купола подземной церкви Константина и Елены, затем вырастает объем основного храма с мощным куполом, за ним виден шатер над кувуклией – Гробом Господним. Эффектная пирамидальная композиция. Колокольня примыкает к храму слева, как и в Иерусалиме.

За сто лет до Никона закончилось противостояние между нестяжателями и иосифлянами. Одни призывали церковь быть бедной, мол, царство наше не от мира сего. Другие говорили, что церковь должна быть богатой. Что материальные ценности помогут защищать духовные, и злато в правильных руках может кормить бедных, хлопотать за обиженных. Победили иосифляне, и церковь ко времени правления Никона стала крупным душе- и землевладельцем.

Для воплощения грандиозных духовных замыслов патриарх Никон создал внушительную материальную базу. Он приписал к Воскресенскому монастырю 14 монастырей и пустыней разных епархий с их землями, угодьями, крестьянами и казной.

Воскресенскому монастырю отдали крестьян Коломенской епархии с доходами с 50 приходских церквей. В Москве патриарх пожертвовал монастырю торговые лавки.

На Истру прислали сотни мастеровых, крестьян, монастырских слуг строить храм Гроба Господня. Никон лично копал ров для подземной церкви. Из-под его лопаты ударила струя воды. Так когда-то, когда искали кресты распятия, на месте раскопок забил источник. «Древнее чудо обновляется», – воскликнул патриарх.

Новоиерусалимский монастырь

Сегодня ров, копанный Никоном, обложен белым камнем. Никоновский подземный храм всего на полтора метра возвышался над землей, через сто лет, в середине XVIII века, церковь Константина и Елены перестроили в стиле барокко. Храм стал повыше, но старинный кусок вы узнаете – по сохранившимся изразцам.

Перед Воскресенским собором – Константино-Еленинская церковь. Как раз в середине XVII века в России начали украшать храмы поливными многоцветными изразцами. И в этом большая заслуга патриарха. Никон видел роль русского патриарха в объединении всего православного мира.

В свой Новый Иерусалим он пригласил греков, болгар, поляков, белорусов. До этого московские мастера не умели делать многоцветную эмаль, а вот в Речи Посполитой она была. Приехавшие добровольно или взятые в плен западные мастера начали обучать москвичей новой технике.

В Воскресенском монастыре работали два гения того времени: золотых, серебряных и ценинных дел мастер Петр Заборский из Вильнюса и керамист, ценинных дел мастер Степан Полубес из Мстиславля.

Изразцы Новоиерусалимского монастыря и сейчас поражают своим пестрым сияющим убранством.

Новоиерусалимский монастырь

Площадь изразцовых украшений фасадов – 1400 кв. м – изразцовый шатер, девять наборных поясов, керамические арки, сдвоенные цветные наличники. В XVII веке еще и главы были покрыты поливными черепицами, а стены расписаны «в шахмат».

У правой от восточного входа стены монастыря расположена солодовая палата: несмотря на название, здесь не только сушили солод, но и обжигали изразцы.

Археологи пару лет назад сняли пол и обнаружили сохранившийся горн с изразцами. Горн почистили, изразцы красиво разложили и оставили на всеобщее обозрение. В солодовой палате сейчас экспозиция, посвященная новоиерусалимской керамике.

При украшении монастыря использовано примерно 60 видов изразцов. Их формы брали из архитектуры ренессанса, а рисунки копировали из книг и с орнаментов тканей. Считается, что знаменитое «павлинье око» срисовано с итальянских бархатов конца XVI века. Узор, может быть, и старинный, но переработанный и расцвеченный мастером Полубесом.

«Павлинье око» состояло из 18 большемерных изразцов, приблизительно 25 на 33 сантиметра, основного узора и трех нижних изразцов подзора. Узор опоясывал главный объем храма. Меняя рисунок и цвета, Степан Полубес повторил «павлинье око» на фасадах церкви Григория Неокесарийского на Полянке, Покровской церкви в Измайлове, Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря.

Новый Иерусалим называли рассадником изразцов…

По преданию, под Голгофой похоронены Адам и Мелхиседек. Никон повелел положить свое тело под новоиерусалимской Голгофой, чтобы продолжить ряд: первый человек, первосвященник и Никон…

Новоиерусалимский монастырь Голгофа

 

После Голгофы можно подойти к Камню Миропомазания – подобию Иерусалимской мраморной плиты, на которой, после снятия с креста, тело Христа помазали миром и обвили плащаницей.

А затем пройти в самое необычное помещение Воскресенского собора – в ротонду. Здесь в центре стоит главная святыня – копия Гроба Господня.

Первоначально гробница Христа находилась в пещере, в скале. При императоре Константине на ее месте была построена первая часовня. Ее многократно разрушали и отстраивали. Сейчас в Иерусалиме можно увидеть часовню 1810 года. Она оформлена резьбой по камню, витыми колоннами. Сверху часовню венчает изящная башенка. А наша часовня повторяет предыдущую часовню, построенную над гробом Христа в XVI веке. Никон знал ее по описаниям, рисункам и привезенной модели.

Только мраморные арки ренессанса у наших мастеров превратились в изразцовые колонны, но с базами, капителями и замковыми камнями, как в первоисточнике. Кувуклия состоит из двух помещений. Первая часть сложена из квадр белого камня с квадратными окошками, из украшений присутствует только керамический карниз с головками ангелов. Здесь лежит камень, которым завалили вход в гробницу. Первоначально камень в Иерусалиме был большим – в размер проема, ведущего в пещеру.

Но верующие откалывали от него кусочки, и к XVII веку в Иерусалиме остался камень размером с небольшой сундучок. Такой валун и подобрали для Нового Иерусалима. Затем идет помещение повыше с каменным ложем. Эта часть увенчана башенкой, имеет закругление апсиды и изразцовые арки на наружных стенах.