Время основания: XII век до н. э.

С 2014 года Пергам и его многогранный культурный ландшафт пребывают под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Согласно легендам, город Пергам был основан выходцами из материковой Греции. Древнегреческая мифология связывает создание этого города с именем легендарной Андромахи, супруги Гектора, который был вождем троянцев в их войне с греками.

После гибели мужа, взятия Трои и дележа добычи ахейцами Андромаха стала рабыней и наложницей сына Ахилла – Неоптолема (Пирра) и родила от него сыновей. Один из них был наречен в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам.

После смерти Неоптолема Андромаха стала женой Гелена, брата Гектора. После смерти Гелена Андромаха с сыном Пергамом отправилась в Малую Азию, где Пергам основал город, названный его именем.

Согласно преданиям, в городе Пергам был героон Андромахи – античное святилище, посвященное ей. Героон воздвигали на могиле или месте гибели героя или же у его кенотафа, то есть возле надгробного памятника в месте, которое не содержит останков.

По сути, это был центр культа героя, широко распространенного в Древней Греции и Риме. Герои составляли отдельный класс персонажей античной мифологии. Образы героев играли важную роль в формировании культурной идентичности жителей античного полиса, что отчетливо прослеживается на примере Андромахи.

Гомер в «Илиаде» изображает Андромаху любящей и верной женой Гектора, придав ее образу возвышенной трагедийности в знаменитой сцене прощания Гектора с женой. Трагическая судьба Андромахи послужила сюжетом для многих трагедий, начиная от Еврипида и заканчивая писателями ХХ века. Сцена прощания Гектора с Андромахой была популярна в античном и в европейском изобразительном искусстве.

В ХVII веке получил распространение образ скорбящей Андромахи. Создано свыше 20 опер, посвященных этой удивительной женщине. В честь Андромахи назван астероид, открытый в 1877 году.

В 283–133 годах до н. э. Пергам был столицей Пергамского царства. Наивысшего расцвета город достиг во времена позднего эллинизма при Эвмене I (263–241 годы до н. э.), Эвмене II (197–159 годы до н. э.) и в римский период.

Один из царей Пергамского царства Атталос II в 158 году до н. э. основал город Анталия, который тогда был назван Атталеиа в его честь.

Согласно древней легенде, один из преемников Александра Великого Лисимах подарил несметные богатства своему любимому евнуху Филетеру, который передал их затем своему племяннику Эвмену I. Эвмен I, считающийся основателем Пергамской династии, использовал их для реконструкции Пергама.

Пергам был одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира, чью известность обеспечивали три важные особенности, которые ему удавалось сохранять на протяжении веков.

Во-первых, Пергам был важным центром религии, где наравне с поклонением императорам исповедовался культ Зевса, покровительницы города Афины и экзотических египетских богов.

Во-вторых, город был медицинским центром. Храм, посвященный культу Асклепия – богу врачевания, напоминал современный санаторий.

В-третьих, в Пергаме находилась библиотека, которая по количеству древних рукописей могла соперничать со знаменитой библиотекой Александрии.

Руины древнего города в 1870 году при строительстве железной дороги обнаружил немецкий инженер Карл Хуманн. Карл Хуманн и Эрнст Курциус вели археологические раскопки Пергама в 1878–1886, 1900–1906 и в последующие годы.
Руины Пергама расположены на северо-западной окраине современного Бергама в Турции, в 26 км от Эгейского моря и на 100 км севернее Измира.

В античном городе отчетливо видны две зоны – акрополь и асклепион.

Эллинистический Пергам был окружен мощной стеной с так называемыми воротами Эвмена. Над городом возвышался акрополь (его бóльшая часть была сооружена Эвменом II), расположенный на высоте 300 м на террасах. В самой верхней точке акрополя сохранились руины храмов Траяна и Афины, знаменитой Пергамской библиотеки, дворцов пергамских царей.

Храм Траяна был возведен на самом высоком месте акрополя во II веке. Ниже располагалось святилище Афины Никефоры. Рядом с ним во второй половине III века до н. э. были установлены статуи галлов, авторство которых приписывают скульптору Эпигону. Сохранились их мраморные римские копии, замечательные своей реалистичной выразительностью. Немного ниже находился отвесный театр и фундамент алтаря Зевса.

Рядом с храмом Афины в северной части акрополя располагалась Пергамская библиотека, основанная Эвменом II. По свидетельству Плиния Старшего, египетские Птолемеи, чтобы поддержать богатство Александрийской библиотеки, запретили вывоз папируса в Пергам. В ответ на это пергамцы изобрели новый материал для письма. Как писал греческий историк V века до н. э.

Ктесий, в качестве материала для письма персы издавна употребляли кожу. Оттуда она под названием «дифтера» попала в Грецию, где обработанные овечьи и козьи шкуры использовали для письма.

В Пергаме усовершенствовали древнюю дифтеру и начали использовать вместо папируса новый материал – пергамент, получивший свое название по месту главного производства. Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II.

Вплоть до 41 года до н. э. в пергамской библиотеке хранилось двести тысяч томов. Затем библиотека была захвачена, вывезена в Римский Египет и преподнесена Марком Антонием в подарок египетской царице Клеопатре.

Асклепион – это комплекс строений, состоящий из храмов Асклепия и его сына Телесфора, целебного источника, библиотеки, театра и лечебного корпуса. Храм Асклепия был построен в начале IV века до н. э. Начиная со II века, асклепион стал широко известен как своеобразный санаторий. Большая часть зданий, которые сохранились в асклепионе до настоящего времени, сооружены в период правления римского императора Адриана.

На равнине также сохранились руины римского города, среди которых выделяется Красный зал времен «славных императоров». Огромные руины Красной базилики высятся у подножия акрополя – там, где протекает река Бергама-Каик (древний Селинус).

Акрополь имеет прямоугольную форму. В длину он составляет 275 м, в ширину – 110 м, в высоту – 19 м. Красным (Кызыл Авлу) зал назвали из-за использования в строительстве красного кирпича. Во II веке н. э. Красная базилика была храмом, посвященным египетским богам Исиде и Серапису. Затем его преобразовали в византийскую церковь.

Эта раннехристианская базилика упоминается в последней книге Нового Завета. Согласно Иоанну Богослову, она была одной из семи церквей Апокалипсиса, где был расположен «престол Сатаны».

В Пергаме при раскопках гимнасия был также обнаружен целый комплекс древнейших душевых кабин, сооруженных в начале II века до н. э. В них использовалось семь уровней душевых установок. Вода в купальные помещения подавалась сверху, из магистральной системы, и в конце попадала в отводную систему.

Правители Пергама поддерживали связи с Афинами и особо чтили афинские традиции. Главным божеством Пергама была богиня Афина, а местные правители покровительствовали искусствам и соперничали друг с другом в меценатстве.

По заказу царей Пергама было создано несколько выдающихся произведений античного искусства, в том числе и знаменитый Пергамский алтарь.

Грандиозный беломраморный алтарь, посвященный Зевсу и предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружен в 180–160 годах до н. э. по заказу царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в память о победе пергамского царя Аттала I над племенем галатов, которые вторглись в конце III века до н. э. в пределы его государства.

Пергамский алтарь состоял из высокого цоколя, на котором возвышался ионический портик. Цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора, ведущая к верхней площадке алтаря, на которой располагался жертвенник. По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной около 120 м.

Большой фриз был изготовлен группой скульпторов по единому композиционному замыслу. Известны также имена некоторых авторов – Дионисиад, Орест, Менекрат, однако кто из них какую часть алтаря изготавливал, неизвестно.

Художники принадлежали к разным направлениям древнегреческого искусства и вышли из разных школ. Среди них были и представители пергамского стиля, и последователи классической школы Фидия.

Но даже с учетом этого композиция является целостной и ни одна деталь не нарушает единства художественного замысла. Огромные размеры фриза и богатство изображений делают его выдающимся произведением, которому нет равных в античном искусстве.

Темой Большого фриза является битва богов и гигантов – гигантомахия. В нем воплощена борьба царей Пергама с галатами, в память о которой и был создан Пергамский алтарь. В битве на стороне богов, кроме божеств Олимпа, участвует ряд богов совсем древних или даже придуманных авторами. На западной стороне алтаря изображены божества водной стихии, на южной – боги небес и небесных светил, на восточной, главной – олимпийские боги, на северной – божества ночи и созвездий.

Согласно древнегреческим мифам, гиганты, сыновья богини земли Геи, восстали против богов Олимпа и в жестокой битве – гигантомахии – потерпели сокрушительное поражение. Сцены гигантомахии одна за другой разворачиваются на фризе Пергамского алтаря.

Подчеркивая, что идет не просто сражение, а битва двух миров – верхнего и нижнего, мастера изобразили богов над фигурами гигантов. Всего на фризе изображено около пятидесяти фигур богов и столько же – гигантов.

Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, они отделены от фона и практически являются скульптурами. Фон между ними густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов и гигантов, извивающимися змеями.

Детали фриза изготовлены и обработаны с исключительной тщательностью, что позволяет прочувствовать их материальность.

Первоначально все фигуры были раскрашены, многие детали – позолочены. Высокий рельеф давал глубокие тени, в результате чего все детали можно было хорошо различить на расстоянии. Битва изображена в самом разгаре, мастера умело подчеркнули яростный темп разворачивающихся событий.

Стремительному натиску богов противопоставлено отчаянное сопротивление гигантов. Противники изображены в полный рост, у многих гигантов вместо ног – змеи. Имена богов и гигантов вырезаны под фигурами на карнизе.

Центральный образ фриза – сражающийся Зевс Олимпийский. Он одновременно ведет борьбу с тремя противниками. В его полуобнаженной фигуре ощущается беспредельная, нечеловеческая мощь.

Поразив одного из противников, Зевс-громовержец готовится метнуть свою испепеляющую молнию в предводителя врагов – змееногого исполина Порфириона. Мышцы гиганта вздулись в напряжении, лицо искажено ожесточением – он готовится отразить удар.

Особым драматизмом и выразительностью наполнена сцена боя богини Афины и крылатого гиганта Алкионея. Богиня со щитом в руках повергла противника на землю, в ее движениях – решительность и торжество победителя. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову Афины лавровым венком.

Поверженный гигант тщетно пытается освободиться из беспощадной руки богини. Его мускулы напряжены в последнем усилии, лицо выражает глубокое страдание. Священная змея Афины, обвившая гиганта, впивается ему в грудь… Рядом с Афиной горестно вздымается фигура богини земли Геи, матери гигантов.

Ее руки подняты вверх, длинные волосы разметались по плечам. Скульпторам удалось с необыкновенным драматизмом передать скорбь матери, оплакивающей своих сыновей.

На верхней площадке Пергамского алтаря находился второй фриз – Малый. Он посвящен мифу о Телефе, аркадском герое, почитаемом в Пергаме. Этот фриз был исполнен совершенно в другом стиле. Неторопливое движение действующих лиц, спокойный пейзаж, на фоне которого разворачиваются события, служат контрастом к напряженным, динамичным образам Большого фриза.

По своему художественно-историческому значению Пергамский алтарь стоит в одном ряду с Парфеноном. Это одно из наиболее величественных сооружений Эллады, одновременно являющееся непревзойденной вершиной мирового искусства.

При раскопках в Пергаме, которые велись в 1878–1886 годах, Карл Хуманн смог отыскать основные фрагменты алтаря.

Все они были вывезены в Германию для реставрации и восстановления. Самый красивый фасад алтаря немецкие археологи забрали в Берлин с согласия равнодушного к подобного рода достопримечательностям султана.

Для них был построен отдельный Пергамский музей. Ныне рельефы Большого фриза хранятся в Берлинском музее. Здесь же находится и модель-реконструкция алтаря.