Мавзолей в Галикарнасе является одним из семи чудес света. Сооруженный в IV веке до н. э., он стал надгробным памятником карийского владыки Мавсола.

На современной карте Турции древний город Галикарнас называется Бодрум.

Согласно Геродоту, Галикарнас был основан дорийцами, выходцами из Арголиды. Долгое время город находился под властью персов. В 454 году до н. э. он был принят в Делосский союз и в IV веке до н. э. стал столицей Карии – исторической области Турции.

По мнению некоторых историков, в Галикарнасе около 484 года до н. э. родился известный древнегреческий историк Геродот, автор исторического трактата «Истории». Также недалеко от берегов Галикарнаса, на греческом острове Кос, около 460 года до н. э. родился знаменитый Гиппократ.

Галикарнас был одним из немногих городов Малой Азии, оказавших стойкое сопротивление Александру Македонскому, но устоять ему не удалось.

В 333 году до н. э. Александр Македонский завоевал город и приказал полностью разрушить его. Позже город был восстановлен, но с тех пор утратил свое значение и в римскую и византийскую эпохи оставался незначительным поселением.
Наивысшего расцвета город достиг при Мавсоле, который правил в 377–353 годах до н. э. Тогда в Галикарнасе население было смешанным – в нем проживали греки и местные карийцы.

Галикарнас был столицей Карии и славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны и оживленная гавань гарантировали городу почет и уважение.
Французский писатель и переводчик Проспер Мериме писал, что Мавсол скопил несметные богатства, беспощадно обдирая своих граждан.

«Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввел налог на волосы. Он накопил огромные богатства».

Галикарнас имел удачное географическое и важное стратегическое расположение. В городе был большой морской порт, который благоприятно влиял на экономическую жизнь. Рядом с портом, как это было принято во многих греческих городах, находилась рыночная площадь – агора. От рыночной площади шла улица, посередине которой был построен Галикарнасский мавзолей.

Впервые чудом света мавзолей назвал римский ученый-энциклопедист Марк Витрувий Поллион, живший в I веке до н. э. Мавзолей признан уникальным памятником исторической архитектуры эпохи поздней классики.

Слово «мавзолей», которое означает «монумент» или «большое погребальное сооружение», произошло от имени Мавсола.
Царь Мавсол по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни, в 353 году до н. э.

Она стала уникальным сооружением. Гробница была расположена в центре города, среди дворцов и храмов, и символизировала могущество и богатство царя. Сооружение служило одновременно и гробницей, и храмом для почитания царя.

Строительство вели лучшие архитекторы и скульпторы: Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей.

После смерти царя жена Мавсола Артемисия III завершила строительство вечного памятника великому мужу в 350 году до н. э. Примечательно, что Артемисия была не только супругой Мавсола, но и его родной сестрой.

В те давние времена браки близких родственников были общепринятой нормой. Артемисия безумно любила своего мужа-брата. После его смерти она оставалась безутешной вдовой до конца своих дней.

Существует легенда о том, что Артемисия подмешивала в питье прах усопшего супруга, чтобы самой поскорее умереть. Она приглашала самых прославленных риторов того времени – Навкрата, Феопомпа и других, чтобы они произносили хвалебные речи покойнику.

Красота мавзолея завораживала, не случайно его считают одним из семи чудес света древнего мира. Именитые архитекторы и скульпторы Греции Сатир и Пифей, работая над проектом здания, приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.

Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы элементы всех архитектурных направлений древней Эллады. После окончания работ в мавзолее прослеживались также и черты азиатских храмов.

За каждым скульптором был закреплен свой участок работ. С восточной стороны мавзолей декорировал Скопас; с западной – Леохар; с северной – Бриаксид; с южной – Тимофей; мраморную колесницу на крыше создавал Пифей.
Мавзолей имел три уровня общей высотой в 46 м, параметры основания составляли 66 × 77 м. С внешней стороны мавзолей охраняли всадники и львы.

Первый ярус – это массивный цоколь из кирпича, декорированный мраморными плитами белого цвета. Со стороны фасада он был богато украшен скульптурами богов, а всередине – сценами из греческого эпоса, на которых были изображены битвы с амазонками, лапифов с кентаврами, охота.

На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами высотой около 7 м. Высота святилища составляла 20 м, а площадь – 5000 м2. Оно предназначалось для поклонения усопшей правящей чете.

Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии. Статуи сохранились до наших дней.

Скульптор создал образ царя-деспота. В чертах лица он тонко передал характер Мавсола – злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Неслучайно он был очень богатым человеком. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии.

Ее же скульптор приукрасил, создав мягкий и величавый образ. Обе эти статуи считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до н. э.

На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды с 24 ступенями. На ее вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряженными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия. Высота монумента составляла приблизительно 6 м.

Гробница Мавсола и его жены располагалась в помещении нижнего яруса, окруженная статуями львов и каменных воинов, которые, по легенде, охраняли их покой. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, а затем – Артемисии, после чего вход в помещение был замурован.

Сама могила была выполнена как блок конической формы. Ее стены были покрыты барельефами с изображениями военных действий.

Мавзолей был разрушен землетрясением в XIV веке, а его обломки рыцари-иониты разобрали для постройки крепости Святого Петра.

Исследование мавзолея в Галикарнасе началось в 1846 году после экспедиции Британского музея под предводительством Чарльза Ньютона.

Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены, остатки крыши и огромное колесо диаметром 2 м. Тогда же были найдены статуи Мавсола и Артемисии, стоявшие в колеснице. Сейчас все эти находки хранятся в Британском музее в Лондоне.

Сегодня оставшиеся руины мавзолея являются частью скромного музея в Бодруме. Из всех античных чудес света мавзолей в Галикарнасе считают неплохо сохранившимся, но не все находки экспонируются там, где они были найдены.