Сатирический журнал “Крокодил» хотя бы раз в жизни листал каждый человек, рожденный в СССР. Возможно, несколько экземпляров и по сей день пылятся у кого-нибудь на даче или на антресолях в старой квартире, доставшейся от бабушки. А кто листал “Крокодил», тот, конечно, помнит забавные картинки, призванные бороться с пьянством.
Карикатура — мощный инструмент пропаганды. Использовался он в Советском Союзе и в борьбе с главной русской болезнью — от нее избавить советских людей пытались неоднократно, но безрезультатно.

Первая антиалкогольная кампания в послевоенные годы была проведена в 1958 году. Выражалось она прежде всего в следующем: с полок магазинов исчезла водка, но появилось больше пива и вина. Крепкие напитки теперь можно было приобрести только в ресторанах.
Люди не перестали пить. Они стали больше увлекаться слабоалкогольными напитками, а заводы, в свою очередь, повысили производство вина и пива.
Тем временем художники “Крокодила» трудились в поте лица, создавая карикатуры, обличающие злостных самогонщиков и любителей заложить за воротник. Рисунки в основном получались весьма остроумными.

Попытка искоренить алкогольное зло не увенчалась успехом. Следующая была предпринята в 1972 году. В стране появилось множество лечебно-исправительных учреждений, пребывание в которых было малоприятным, но не считалась тюремным сроком.
Снова сократили производство водки и расширили производство пива. Кроме того, повысили цены на любые горячительные напитки.
Как ни странно, потребление алкоголя только выросло: до десяти литров на человека в год (для сравнения: в начале 50-х оно не превышало и пяти литров). И это не учитывая потребление подпольного самогона.
Между тем в каждом выпуске самого популярного сатирического журнала появлялись новые карикатуры на пьяниц.



Поговаривали, что и сами художники “Крокодила», рисовавшие выпивох с красными носами и строгих милиционеров, не просыхали. Но, возможно, это всего лишь домыслы, основанные на стереотипе о творческом человеке, к которому муза приходит только после рюмки.
В середине 80-х развернулась беспрецедентная война с зеленым змием.
В условиях массового алкоголизма построить коммунизм невозможно, частые кутежи приводят к упадку морально-нравственных ценностей, а этот упадок — к стагнации экономики. Так решили члены политбюро, и в мае 1985 года приняли постановление об усилении борьбы с пьянством.
На этот раз не только сократили производство водки, но и ужесточили наказания за ее употребление, а также за подпольное самогоноварение.

Эта компания, как и предыдущие, сопровождалась интенсивной пропагандой. Алкоголь в магазинах продавали строго с двух до семи вечера. За распитие спиртного в общественных местах увольняли, исключали из партии.
Из фильмов вырезали сцены застолья. Литературные произведения, в которых герои имели неосторожность опрокинуть рюмку-другую, подвергались жесткой цензуре. Кстати, поэма в прозе “Москва — Петушки», самая алкогольная книга советской эпохи, написанная еще в 1969 году, в СССР издана была только после проведения заключительной антиалкогольной кампании, в 1988-м. Когда стало понятно, чтоб победить зеленого змия в этой стране невозможно…
Произведение Венедикта Ерофеева весьма красноречиво рассказывает об “эффективности» антиалкогольных кампаний.
И ещё несколько картинок к теме борьбы с пьянством