Сатирический журнал Крокодил» хотя бы раз в жизни листал каждый человек, рожденный в СССР. Возможно, несколько экземпляров и по сей день пылятся у кого-нибудь на даче или на антресолях в старой квартире, доставшейся от бабушки. А кто листал Крокодил», тот, конечно, помнит забавные картинки, призванные бороться с пьянством.

Карикатура — мощный инструмент пропаганды. Использовался он в Советском Союзе и в борьбе с главной русской болезнью — от нее избавить советских людей пытались неоднократно, но безрезультатно.

Борьба с пьянством в СССР
«Крокодил» №1, 1969 год

Первая антиалкогольная кампания в послевоенные годы была проведена в 1958 году. Выражалось она прежде всего в следующем: с полок магазинов исчезла водка, но появилось больше пива и вина. Крепкие напитки теперь можно было приобрести только в ресторанах.

Люди не перестали пить. Они стали больше увлекаться слабоалкогольными напитками, а заводы, в свою очередь, повысили производство вина и пива.

Тем временем художники Крокодила» трудились в поте лица, создавая карикатуры, обличающие злостных самогонщиков и любителей заложить за воротник. Рисунки в основном получались весьма остроумными.

Борьба с пьянством в СССР
«Крокодил» №2, 1972 год

Попытка искоренить алкогольное зло не увенчалась успехом. Следующая была предпринята в 1972 году. В стране появилось множество лечебно-исправительных учреждений, пребывание в которых было малоприятным, но не считалась тюремным сроком.

Снова сократили производство водки и расширили производство пива. Кроме того, повысили цены на любые горячительные напитки.

Как ни странно, потребление алкоголя только выросло: до десяти литров на человека в год (для сравнения: в начале 50-х оно не превышало и пяти литров). И это не учитывая потребление подпольного самогона.

Между тем в каждом выпуске самого популярного сатирического журнала появлялись новые карикатуры на пьяниц.

Борьба с пьянством в СССР
«Крокодил» №3, 1972 год
Борьба с пьянством в СССР
«Крокодил» №4, 1972 год
Борьба с пьянством в СССР
«Крокодил» №10, 1973 год

Поговаривали, что и сами художники Крокодила», рисовавшие выпивох с красными носами и строгих милиционеров, не просыхали. Но, возможно, это всего лишь домыслы, основанные на стереотипе о творческом человеке, к которому муза приходит только после рюмки. 

В середине 80-х развернулась беспрецедентная война с зеленым змием.

В условиях массового алкоголизма построить коммунизм невозможно, частые кутежи приводят к упадку морально-нравственных ценностей, а этот упадок — к стагнации экономики. Так решили члены политбюро, и в мае 1985 года приняли постановление об усилении борьбы с пьянством. 

На этот раз не только сократили производство водки, но и ужесточили наказания за ее употребление, а также за подпольное самогоноварение.

Как в Советском Союзе боролись с пьянством: остроумные, но неэффективные карикатуры
«Крокодил» №28, 1986 год

Эта компания, как и предыдущие, сопровождалась интенсивной пропагандой. Алкоголь в магазинах продавали строго с двух до семи вечера. За распитие спиртного в общественных местах увольняли, исключали из партии.

Из фильмов вырезали сцены застолья. Литературные произведения, в которых герои имели неосторожность опрокинуть рюмку-другую, подвергались жесткой цензуре. Кстати, поэма в прозе Москва — Петушки», самая алкогольная книга советской эпохи, написанная еще в 1969 году, в СССР издана была только после проведения заключительной антиалкогольной кампании, в 1988-м. Когда стало понятно, чтоб победить зеленого змия в этой стране невозможно…

Произведение Венедикта Ерофеева весьма красноречиво рассказывает об эффективности» антиалкогольных кампаний.

И ещё несколько картинок к теме борьбы с пьянством 

Борьба с пьянством в СССР Борьба с пьянством в СССР Борьба с пьянством в СССР Борьба с пьянством в СССР