Ликийские традиции предписывали размещать могилы повыше к небу, а карийские – поближе к воде. Прибрежные скалы, где разместили гробницы жители древнего Кавна, оказались идеальным местом.

История Кавна уходит корнями глубоко в прошлое. Некоторые историки считают, что поселение возникло за полторы, а то и две тысячи лет до нашей эры, хотя прямых доказательств этой гипотезы нет. Однако, исходя из археологических находок, например осколков амфор, основанием Кавна можно считать X или IX век до н. э.

Согласно античным мифам, город был основан легендарным героем Кауносом, сыном Милетоса – полубога, рожденного Аполлоном.

Когда у Милетоса родились близнецы, девочку назвали Библис, а мальчика Каунос. Близнецы были настолько близки друг другу, что неожиданно Библис поняла: Кауноса она воспринимает не как брата, а как любимого мужчину. Библис в письме к Кауносу описала свои чувства к нему.

Об этом узнал отец близнецов и выгнал Кауноса из дома. После странствий по Карии Каунос пришел на берег Средиземного моря, где и основал новый город, дав ему свое имя. Так возник город Каунос, который позже стали называть Кавн.

По версии же Геродота, жители города Кавна – исконные жители материка, и только они сами считают себя пришельцами с Крита. Однако своими обычаями они сильно отличаются от всех народов.

Геродот пишет о замысловатом местном пантеоне, в котором нашлось место как карийским, так и ликийским мифическим сюжетам. Древний историк также описывает несколько интересных обычаев жителей Кавна.

Они употребляют вино с малых лет, любят большие застолья и шумные военные собрания, где демонстрируют свою силу. Наемники из Карии несли службу у разных правителей, в том числе у египетских фараонов.

К середине VI века до н. э. Кавн приобрел важное значение для морской торговли в регионе. Нынешние озера Ала и Сюлюклю, расположенные в устье Дальяна, тогда еще были единым морским заливом, что позволяло морским судам и кораблям причаливать в порту Кавна.

Город настолько древний, что успел побывать под властью самых разных народов. В середине VI века до н. э. вся Малая Азия оказалась в руках пришедших с востока персов. Геродот пишет, что жители Кавна оказали сопротивление многократно превосходящему их по численности войску персов, однако силы были неравны, и, овладев городом, персы разорили его. Владычество персов продолжалось чуть меньше столетия. В середине V века до н. э. Кавн вступил в Афинский морской союз.

Афиняне, ежегодно получавшие значительную сумму денег от всех городов, входящих в союз, сумели заметно ослабить персов, а заодно и возвели в городе множество строений, которые считают шедеврами античного зодчества. С той поры до наших дней дошли фрагменты акрополя. Приблизительно в это же время возникло современное название города, уже заселенного тогда и персами, и греками, и римлянами, и византийцами.

В 334 году до н. э. в Малую Азию вторгся Александр Македонский. Кавн не оказал ему сопротивления. После смерти великого завоевателя город некоторое время был де-факто независимым, но в 309 году до н. э. он оказался под властью Птолемея.

Любопытный эпизод осады Кавна описывает историк Полиэн в своем труде «Военные хитрости». Стратег Птолемея Филокл расположился лагерем у Кавна и, подкупив деньгами ситофилаков – смотрителей за раздачей хлеба, сделал их своими сообщниками.

Те отвлекли воинов, которые охраняли стены, начав выдавать хлеб, а Филокл в это самое время напал на лишенный охраны город и захватил его.

Среди наиболее известных уроженцев Кавна обычно называют живописца и скульптора Протогена. До наших дней его работы не сохранились, однако современники отмечали его выдающийся уровень мастерства. Плиний, например, описал необычное соревнование между Протогеном и другим выдающимся античным живописцем – Апеллесом из Колофона.

Однажды Апеллес приехал к Протогену, но не застал того дома. Найдя кисть и чистое полотно, он провел изящную тонкую линию и покинул дом. Вернувшийся Протоген понял, что его навещал Апеллес, и провел поверх еще более тонкую линию. Апеллес, повторно навестивший Протогена, сумел нанести кистью еще одну линию, едва различимую глазом.

Протоген признал высшее мастерство Апеллеса. Картина же был сохранена в назидание потомкам на Родосе. Позже она попала в Рим, где сгорела в пожаре.

Эллинский Кавн процветал, в городе продолжалось строительство. Был возведен амфитеатр, храм Аполлона, фрагменты которого дошли до наших дней. Колонны храма Апполона с круглыми постаментами сегодня являются одним из главных экспонатов Кавна.

Во II веке до н. э. Кавн оказался зависящим от Родоса. Позже вся Малая Азия попала под власть Рима. Серия войн в конце II – начале I века, прокатившаяся в регионе, не затронула Кавн, однако усиление влияния римских легионеров, торговцев и чиновников привело к погромам.

Со временем римляне, пойдя на некоторые политические и экономические уступки, лишь упрочили свою власть в регионе. В итоге Кавн стал частью римской провинции Азия, хотя до некоторого времени сохранял некоторые льготы и права независимого полиса.

При римлянах в городе также шло активное строительство: был расширен порт и театр, возведены термы и новые фонтаны, несколько храмов, а также палестра – школа для мальчиков. Театр и сегодня является одним из самых популярных объектов в Кавне: всего он насчитывает 33 ряда сидений, от которых на сегодняшний день остались одни руины.

Город сравнительно благополучно пережил кризис империи в III веке. Столетием позже Кавн, как и весь регион, стал христианским. До наших дней дошли руины базилики. Местами на стенах можно разглядеть начертанные или вырезанные в камне древние христианские кресты.

После распада Римский империи город вошел в состав Византии, однако быстро начал приходить в упадок: сначала он пострадал от арабских набегов, а позже – от нескольких землетрясений.

Историки рассказывают о Кавне как о крупном портовом городе, но природа сыграла с ним злую шутку. Бухта, в которой расположен город, стала мелкой, и судна не смогли больше в нее заходить. Кавн утратил значение как порт. Бóльшая часть жителей города осталась без работы, и он быстро опустел.
Кавн оказался надолго забыт.

Только в 40-е годы ХІХ века о нем впервые напишут европейские историки. Со второй половины ХХ столетия здесь ведутся археологические и экологические исследования, потому что руины города расположены на территории большой природоохранной зоны Кейгеджиз-Дальян.

Город с богатой историей оставил после себя немало памятников, ставших немыми свидетелями разных эпох. Древний Кавн не оказал серьезного влияния на историю региона, однако здесь сохранились монументальные скальные гробницы в эллинистическом стиле.

И это является главным отличием Кавна от многих городов античного периода.

На берегу залива Гекова, на 150-метровом холме расположены скальные могилы, датированные V веком до н. э. Особенность скальных гробниц Кавна в том, что они были размещены не просто на скале, а на скале, расположенной над водой. Поэтому желающим их увидеть придется воспользоваться лестницей из веревок, потому что некоторые из них расположены очень высоко.

Если подобраться к гробницам поближе, то можно увидеть сложную резьбу по камням.

В ликийской культуре сформировался особый тип захоронения. Основанием для создания подобного некрополя историки считают местные представления о загробной жизни: древние ликийцы считали, что человеческое тело должно быть похоронено как можно ближе к Богу – тогда душа быстрее попадет на небо. Поэтому гробницы находятся на самых высоких скалах.

Для захоронения устанавливали лежак из трех больших камней, на лежак помещали покойника, а могилу оформляли большими колоннами и фронтоном. Так хоронили простых жителей. Правителей и богачей хоронили почти так же, но в их гробницы рядом с покойником клали драгоценности, что привлекало грабителей.

Чтобы уберечь гробницы от разграбления, с виду гробницы оформляли абсолютно одинаково, но это не останавливало воров.

К сожалению, со временем прекрасные усыпальницы были разграблены искателями кладов и сокровищ, так что от прежнего великолепия остались лишь руины и осколки античных амфор. Но даже этого оказалось достаточно, чтобы восхищаться величием и умением людей того времени.
Традиция создания подобных захоронений пришла в Кавн с востока, из Ликии.

До наших дней сохранилось 9 крупных гробниц (6 на одном склоне и 3 на другом; крупнейшая не окончена), оформленных в виде античных храмов, а также несколько десятков небольших гробниц, представляющие собой небольшие пещеры и ходы, выдолбленные в камне.

Самая знаменитая гробница – та, в которой похоронен Телмессос Аминтас, ликийский король.