История города Грязи уходит корнями в XVII-XVIII столетия, а годом его основания считается 1868-м. Расположен он в 20 км от Липецка на Матыре — реке, берега которой восточные славяне заселили примерно тысячу лет назад.
Откуда взялось столь неблагозвучное название, какое страшное имя этот населенный пункт едва не получил в советские годы и что посмотреть в городе?
«Ну и грязи!»
Есть интересная легенда относительно происхождения топонима. Примерно за восемь лет до основания Петербурга мимо тех мест, где много позже возник город, проезжал Великий Реформатор. В конце XVII он там часто разъезжал, вдохновленный планом строительства судов для Азовского флота.
И тут императорская карета остановилась, завязнув в жирном черноземе. Петр вылез из кареты и, будучи обладателем редкой силищи, без чьей-либо помощи вытащил транспортное средство из грязи. Отсюда и название села, на месте которого сегодня стоит один из городов Липецкой области.
Впрочем, история о том, как Петр Алексеевич, с досадой выкрикнул «Ну и грязи!» во время незапланированной остановки, — всего лишь легенда.
Основание города
Более правдивая история, однако не проливающая свет на происхождение названия Грязей, относится к 60-м годам XIX, к периоду правления Александра II. Павел Петрович Мельников, тогдашний министр путей сообщения, принялся бороться с печально известным русским бездорожьем. В рамках этой борьбы разработал проект о строительстве 14 крупных железных дорог, одна из которых должна была проходить мимо Дмитриевки (сейчас там улица Первомайская).
Уже летом 1968-го пошли пассажирские поезда. А поселок, расположенный поблизости, назвали Грязями. Наверное, все-таки все дело в черноземе, который в слякотную погоду представляет собой не самое приятное зрелище.
Поселок Грязи постепенно превращался в крупный железнодорожный узел. Отсюда шли поезда в Москву, Орел, Ростов, Царицын (то есть Волгоград).
На территории посёлка располагались ярмарочная площадь, гостиницы, трактирные заведения, винный склад, бакалейные лавки, церковно-приходские и частные школы. Проживало в нем около 1500 тысяч человек.
На фото города Грязей XIX века, конечно, не узнать нынешний районный центр. На снимке ниже — одноименная станция.
А так сегодня выглядит вокзал в городе Грязи.
История этого здания начинается в 1883 году. В конце XIX века он был одним из самых красивых железнодорожных вокзалов страны.
Линии в Борисоглебск и Елец потянулись из Грязей еще в 1869 году.
Советский период и памятники
Название, может, и не самое звучное, но оно куда лучше, чем то, что было предложено одним партийным работником в 1938-м. Этот человек пожелал, чтоб город носил имя «кровавого карлика» Николая Ежова. И хотя среди местных жителей в тот страшный год нашлись так называемые враги народа, и почти все они были расстреляны, голосование, устроенное у железнодорожного клуба, показало, что идея партаппаратчика всем по душе. Попробовали бы они выступить против.
Сам Ежов вскоре тоже был обвинен в государственной измене. Грязи сохранили свое историческое название. К слову, в том же 38-м населенный пункт, а тогда в нем проживало 25 тысяч человек, получил статус города.
Спустя 20 лет после Великой Победы в центре был установлен памятник «Неизвестному солдату».
Буквально в нескольких метрах — главная современная достопримечательность Грязей. «Аллея героев». Сквер открыт в 2000 году.
Занимает он площадь в 540 квадратных метров. Состоит из 19 памятных досок с именами воинов, уроженцев города Грязи.
Ну а на следующем фото достопримечательность, которая есть почти в каждом советском городе.
Грязинского Ленина недавно отреставрировали. Он нарядный, «позолоченный» и совсем непохожий на вождя мирового пролетариата.
Еще несколько фото города
Грязи совсем не грязный. Ухоженный, чистый, уютный. В нем нет очарования русского старины, что есть в купеческом Ельце или духовном Задонске, но он по-своему красив.
Правда, на мартовских фото Грязи могут показаться мрачноватыми.









Фото и достопримечательности города Ливны Липецкой области