Вера Глаголева дебютировала как режиссёр в начале 90-х. Дебют был неудачным: фильм вышел только спустя одиннадцать лет. Следующая картина вышла в 2005-м. А всего на счету у Глаголевой семь фильмов.
Но даже если б она сняла только один фильм— фильм «Одна война», — даже в этом случае ее смело можно было бы назвать одним из лучших российских режиссеров 2000-х.
Она не снимала кино на злободневные или «модные» темы. Она снимала кино о людях, человеческих судьбах, которые такими мелкими и ничтожными кажутся на фоне крупных исторических событиях.
«Одна война» — это пять женских историй. Это фильм на тему, которую до Глаголевой никто не затрагивал.
Коллеги и знакомые спрашивали ее «Зачем это? Кому нужен фильм о них…».
Они враги, им не место на киноэкране, про них не нужно снимать фильмы
Май 1945-го. На безымянном острове живут пять женщин с детьми и капитан, который их «охраняет».
Все дети — дети оккупантов.
Неожиданно на остров пребывает майор НКВД, который должен организовать эвакуацию поселенцев.
Что дальше будет?
Женщин отправят в лагеря, детей — в детдома.
Героини
Истории, которые легли в основу сюжета, Вера Глаголева собирала по крупицам. Общалась с прототипами своего будущего фильма, с их родственниками. Ни один из них не пришел на премьеру. Люди до сих пор боятся.
Маша
Она пишет мужу письма, хотя знает, что никогда их не отправит. Напишет, и на душе легче.
Мы с мужем дочку хотели. Война проклятая, все перепутала. Миша на фронт ушел. А меня фашисты солдатской шлю*** сделали. Надо было умереть. Не умерла.
Александра
А что мне оставалось, когда мои дети от голода пухли? Я когда к немцам шла, об одном думала: только б дети мои были живы.
Нина
Когда немцы пришли, у нас одна женщина родила, и ребенка…задушила. Я тоже думала, рожу и задушу. Но увидела Верочку. И не смогла…
Наташа
Поюбила врага, и такое бывает…
Ненавижу войну. И Ганс ее ненавидел.
Анна
Анна родила от советского летчика. Но по доносу соседки была обвинена в связи с оккупантом.
Четыре месяца я его прятала. Если б немцы узнали, повесили б нас обоих. Но мы любили. И ничего не боялись…
А ключевую фразу произносит Маша. В последнюю минуту своей жизни она кричит майору:
Сестер своих, жен не смогли защитить! Так ведь жалеть научитесь!
Петербургские коммунисты написали возмущенное письмо режиссеру. В нем они обвиняли Глаголеву в клевете, обмане, очернении советского прошлого. И утверждали, что за такое кино Веру Витальевну нужно лишить всех званий и наград.