В плохом фильме любая неправдоподобная деталь бросается в глаза. В хорошем — даже грубейший ляп органично вплетается в сюжет, нисколько не умаляя достоинств картины. Пример тому – легендарный сериал Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», который буквально разлетелся на цитаты. Мало кто замечает в нем ляпы. Но они, несомненно, есть.
Главный ляп — это сцена исполнения Шараповым Шопена «в гостях у Горбатого».
Что известно о знаменитом герое советской классики? Старший лейтенант, фронтовик, разведчик, во время ВОВ командовал штрафротой. Сорок два раза ходил за линию фронта, пять раз был ранен. Имеет три ордена, восемь медалей и польский крест Виртути Милитари. В уголовный розыск попал в возрасте 25 лет.
О довоенной жизни Шарапова нам почти ничего неизвестно. Где учился? Кем хотел стать? Какие планы строил до 22 июня? Об этом создатели фильма умалчивают (как и авторы книги). Знаем только, что в комнате у Шарапова стоит пианино. Наверное, в детстве и отрочестве занимался музыкой. Но сейчас — едва ли. Новоиспеченный опер мало спит, мало ест, весь день проводит на работе, а перед сном читает Уголовный кодекс.
Итак, вернёмся к гениальной, но неправдоподобной сцене.
Чтобы объяснить изящность своих пальцев, которые не похожи на пальцы водителя, Шарапов садится за пианино и начинает играть классику.
«Это и я так могу!» — пренебрежительно хмыкает Промокашка, услышав волшебные звуки Шопена. Мнимый Сидоренко, дабы избежать разоблачения и угодить бандитам, выполняет требование харизматичного урки — «бацает» «Мурку».
Сцена яркая, запоминающаяся, гениально сыгранная. Вот только исполнить шопеновский этюд фронтовик-разведчик в 1945 году никак не мог, тем более на столь профессиональном уровне.
«Мурку» — запросто. Шопена — ни при каких обстоятельствах.
Для того чтобы сыграть так, как сыграл герой Конкина, нужно каждый день по несколько часов проводить за инструментом. Изводить соседей гаммами, арпеджио, развивать беглость пальцев, добиваться шопеновской лёгкости. На фронте Шарапов этим не занимался — там он фашистов в плен захватывал и штрафниками командовал.
После Победы и до прихода в МУР, то есть до осени 1945-го, прошло слишком мало времени. Восстановить уровень Володя бы не успел, даже если б он у него был до 1941-го.
Этюд номер 14 Фредерика Шопена — произведение, которое может исполнить только профессиональный пианист. Причем профессионал, который занимается каждый день.
Один из лучших исполнителей Шопена, польский пианист Игнаций Ян Падеревский, однажды сказал:
«Если я не занимаюсь на фортепиано один день, это замечаю только я. Если я не занимаюсь два дня, это замечают критики. Если я не занимаюсь три дня, это замечает публика»