“Там Озеров невольны дани народных слез, рукоплесканий с младой Семеновой делил” — слова из Евгения Онегина, из той строфы, где речь идет о театральных увлечениях главного героя и перечисляются громкие театральные имена того времени. Среди них имя Екатерины Семеновой — яркой, талантливой актрисы, которая, по словам того же Пушкина, украшала несовершенные творения драматурга Озерова.
Дочь крепостной
“Младой Семеновой” был очарован весь Петербург. Как утверждали компетентные театралы, она обладала невероятным даром перевоплощения. Этот дар, наряду с красотой и темпераментом, и сделал ее звездой театральных подмостков.
Как она попала в столичный театр, неизвестно. В биографии Екатерины Семеновой немало белых пятен. Известно, что была она дочерью крепостной женщины по имени Дарья и, по некоторым данным, помещика Путяты. Обычная история для того времени: барин завел роман с дворовой девкой, когда же она забеременела, выдал ее замуж за холопа Семена. Вероятно, Путята сыграл определенную роль в судьбе дочери, иначе она, какой бы талантливой ни была, не попала бы на петербургскую театральную сцену.
“Победа!”
Тем зимним вечером в светских кругах не было темы более тревожной, чем битва русской армии с наполеоновской где-то в Пруссии. Однако война войной, а светские развлечения никто не отменял.
До начала спектакля, в котором главную роль исполняла Семенова, все обсуждали сражение и его возможный исход. Но лишь на сцене появилась Екатерина, публика забыла и о Наполеоне, и о Восточной Пруссии. Правда, она своим чистым звонким голосом произнесла совсем не то, что было в сценарии.
“Победа! Победа!” — кричала молодая актриса, минуту назад прознав о торжестве русских в Восточной Пруссии.
За столь вольную импровизацию Семенову режиссер не стал ругать. Какое там ругать? Отныне сам ее голос стал символом победы.
Знаменитые поклонники
Была в те годы в Петербурге еще одна театральная звезда — французская актриса Жорж. Семеновой явно не хватало мастерства конкурентки. Однако этот недостаток она с лихвой компенсировала страстностью и способностью полностью вжиться в образ своей героини. Светский Петербург разделился на два лагеря: одним нравилась Жорж, другим — Семенова.
В поклонниках Екатерины числились Николай Гнедич, Александр Батюшков и много тогдашних знаменитостей. Пушкин же посвятил ей целую статью под названием “Мои замечания о русском театре”.
“Говоря о трагедии, — писал Александр Сергеевич, — говоришь о Семеновой, и только о ней”.
Екатерина создала на сцене незабываемые образы Антигоны, Клитемнестры, Моины. Она стала “царицей трагической сцены” и оставалась таковой на протяжении двадцати пяти лет. Но, увы, всему приходит конец.
Закат славы
Избалованная вниманием выдающихся деятелей культуры и любовью зрителей, Семенова приобрела неприятные черты характера, те, что свойственны почти каждому человеку, достигшему зенит славы. Она стала капризной, вздорной, чересчур самолюбивой. Однажды повздорила с директором театра и ушла. Однако без сцены жить не смогла и продолжала играть в любительских спектаклях. Окончательно театральное искусство она оставила в 1826 году, тогда ей было уже за сорок.
Княгина
Покинув сцену, Екатерина Семенова уехала в Москву и здесь обвенчалась со своим давним покровителем — князем Иваном Гагариным. Примечательно, что с ним она к тому времени прожила уже более десяти лет, родила ему сына и трех дочерей, но выходить замуж прежде не желала, справедливо опасаясь, что смена семейного положения вынудит ее оставить актерскую профессию.
Итак, в 1828 году Семенова стала женой князя. А через четыре года Гагарин скончался.
Любовный треугольник
Без него, конечно, не может обойтись такая история. Есть версия, что в театре Семенову много лет держала не только любовь к искусству, но и любовь к актеру Яковлеву.
Князь любил актрису, актриса любила лицедея. Когда же последний приказал долго жить, а случилось это прямо на сцене (в тот момент Яковлев изображал ревнивца Отелло и уже было хотел задушить Дездемону), Семенова расстроилась и покинула театральные стены навсегда. Ушла и обвенчалась с князем, который, к слову, сыну свою фамилию не дал.
Екатерина Семенова пережила мужа на семнадцать лет. Умерла в 62 года от тифа. Умерла не в дворянской усадьбе, а в съемной квартире, куда вынуждена была переехать по причине безденежья. Могила актрисы находится на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.