Древний город Ксанф включен в 1988 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древний Ксанф является исключительным городом на средиземноморском побережье Турции. В XIII веке до н. э. Ксанф был столицей Ликии – развитого государства, располагавшегося на территории нынешней Анталии. Жители города говорили на своем собственном языке – ликийском.

Язык, относящийся к индоевропейской языковой семье, был характерен только для жителей этого региона, которые создали свою особую, уникальную культуру.

На всем протяжении своего существования Ксанф переходил из рук в руки, находился под контролем персов, греков, римлян и даже самого Александра Македонского. Его разрушали и строили заново. Столь бурное прошлое опустошило Ксанф, поэтому он быстро пришел в упадок и в VII веке н. э. жители покинули его.

Ликии принадлежит множество исторических произведений, из которых стало известно, что во время двух осад жители Ксанфа совершали массовое самоубийство.

Первый раз это произошло, когда город был осажден персами в 450 году до н. э. Защитники города, понимая, что их сил недостаточно, чтобы защитить город, собрали всех женщин и детей и вместе совершили самоубийство. Отсутствовавшие жители Ксанфа вернулись, заново отстроили город и продолжили жить в нем.

Аналогичный инцидент произошел спустя примерно 400 лет, в римский период, когда город был осажден армией Брута. Жители города, понимая, что терпят поражение, разожгли большой костер и прыгнули в него, чтобы покончить жизнь самоубийством.

Брут был потрясен такой самоотверженностью и мужеством и приказал своим воинам спасти жителей города.
После установления римского владычества город, в котором преобладали здания с характерными чертами эллинистической и персидской архитектуры, стал приобретать черты римского города. Построенный в римский период античный театр вмещал 5 тысяч человек.

С принятием христианства в городе было построено несколько церквей. В настоящее время наибольший интерес у посетителей вызывают древний театр и агоры. Городское кладбище имеет ту же архитектуру, что и дома. Гробницы богатых людей в виде мраморного саркофага были схожи с домами, они даже имели рельефные входные двери с навесными замками.

О древнем городе Ксанфе мир узнал благодаря британскому путешественнику и археологу сэру Чарльзу Феллоузу. В 1838 году он обследовал берега реки Ксанф и обнаружил развалины Ксанфа и некоторых других ликийских городов. По возвращении в Англию он опубликовал дневник путешествия по Малой Азии, где описал свои открытия. В 40-е годы Феллоуз совершил еще несколько экспедиций в Ликию, где идентифицировал руины 13 городов.

Он основал в Великобритании лобби, которое организовало доставку в Лондон многих найденных здесь исторических памятников на британских военных кораблях. В Британский музей было отправлено множество произведений искусства и архитектурных фрагментов.

Мнения ученых по поводу факта вывоза исторических ценностей из Ксанфа в Великобританию разделились. Одни считают это разграблением города, другие утверждают, что исторические памятники таким образом были спасены от уничтожения.

Бóльшая часть городских скульптур и барельефов древнего ликийского города Ксанфа находится в Британском музее в Лондоне. Как наиболее ценные произведения там выставлены мраморные монументы нереид и гарпий. Девятиметровый «Монумент гарпий» так назвали по сохранившемуся на нем рельефу.

Он создан в VI веке до н. э. из тесаного камня. Его многометровые рельефы изображают женщин-птиц с младенцами на руках. «Монумент нереид», сооруженный в V веке до н. э., выполнен в форме стоящего на высокой подошве роскошного ионического храма. Он не менее богато украшен настенной лепниной – скульптурными изваяниями морских нимф.

Обе эти гробницы относят к выдающимся произведениям малоазиатско-ионической культуры.

В настоящее время на месте Ксанфа сохранились лишь грандиозные руины некоторых архитектурных строений, среди которых превалируют многочисленные гробницы, высеченные в скалах, или гробницы-колонны на ступенчатом основании. Из других памятников древности в городе имеются руины римского театра, улица с колоннами, площадь, руины поселений (в основном фундаменты), триумфальная арка.
Среди монументов можно выделить агору с ее обелиском, датированным 480 годом до н. э., арку Веспасиана, развалины театра, построенного римлянами, акрополь и городские ворота.

А обнаруженная в городе эпиграфика стала основным источником информации о продолжительной истории и богатом языке ликийцев.

Наиболее значительными памятниками ликийской культуры, дошедшими до нас, являются характерные надгробные монументы. Они существуют двух видов: высеченные в скалах мнимые фасады домов, украшенные резными элементами, и стоящие на возвышении высокие гробницы, построенные в виде домов или окруженные колоннадами.

Наскальные ликийские гробницы – одни из старейших исторических памятников, расположенных на территории современной Турции.

Существует несколько гипотез о том, почему ликийские гробницы высекали в скалах. Одна из них – религиозная – гласит, что владельцы, находясь ближе в солнцу, быстрее попадали в потусторонний мир. Другая, более правдоподобная, предполагает, что гробницы было легче вырезать в туфовой мягкой породе, чем строить на ровном месте. К тому же, так как они монолитны, землетрясения не наносили им большого вреда.

По всему побережью насчитывается более 3 тысяч ликийских гробниц – семейных захоронений состоятельных горожан. Гробницы вырезали сверху вниз, и в этом ученые прослеживают греческое влияние на ликийскую культуру. Гробницы напоминают храмы, внутри которых есть небольшой зал с полочкой для тела усопшего. Рядом с умершим оставляли ценные вещи, которые могли ему понадобиться в потусторонней жизни. По латинским надписям внутри гробниц можно судить о том, что их использовали неоднократно и это было очень популярным местом для захоронения в период Римской империи.

Здесь же был найден наиболее крупный памятник ликийской письменности – ликийско-милийская стела, которая датирована примерно 380 годом до н. э.