С 1988 года древний город Иерополис и источники Памуккале находятся под охраной ЮНЕСКО как памятники Всемирного наследия.

Первые постройки в месте, где насыщенные кальцием термальные воды выходят на поверхность, появились во II тысячелетии до н. э. В этом месте насчитывается 17 термальных источников, где температура колеблется от 35 до 100 °C.

О целебных свойствах этих термальных источников люди знали с древних времен. В 190 году до н. э. царь Пергама Эвмен II построил здесь город-курорт Иерополис. Его название в переводе с греческого означает «священный город». Однако есть версия, что город был назван царем в честь своей жены Хиеры.

Иерополис разместился на вершине 200-метрового белого холма – уникального природного комплекса. Благодаря химическому составу воды минеральных источников на склонах холма сформировались травертины и образовался удивительный каскад белоснежных ступенчатых террасных ванн из кальция.

Сегодня этот природный комплекс известен как Памуккале («памуккале» переводят как «хлопковый замок»). Белый холм действительно напоминает гору белого хлопка.
Памуккале и Иерополис – это единый комплекс.

Одна его часть – это Памуккале: склон горы, на котором в результате многовекового течения термальных источников образовался известковый налет, сложившийся в затейливые образования – травертины.

А вторая часть – это располагавшийся в течение многих веков на живописной горе античный город Иерополис, от которого сохранились руины древних бань, храмов и других исторических памятников.

В 133 году до н. э. Иерополис перешел под покровительство Рима. В 17 году н. э. он сильно пострадал от землетрясения, но был отстроен. В 60-е годы I века н. э. Иерополис стал популярен в римских аристократических кругах как курорт. Есть сведения, что сюда, «на воды», приезжали римские императоры.

С ростом популярности термальных источников город процветал. Иерополис стал для всей Римской империи лечебным курортом. Город считали «священным», поэтому многие пожилые люди отправлялись в Иерополис, чтобы провести там последние дни своей жизни.

Со временем римские бани с термальными источниками стали называть купальней, или бассейном Клеопатры. (В древности в Иерополисе насчитывалось 15 таких бассейнов.) Согласно легенде, знаменитая египетская царица бывала в этих местах во время своего бурного романа с Марком Антонием, который тогда главенствовал в Малой Азии.

Бассейн Клеопатры, наполненный термальными водами, находится среди руин Иерополиса и горячих источников (температура в них колеблется от 36 до 57 °C). Вода богата гидрокарбонатами, сульфатами, железом и другими элементами и очень полезна для купания и лечения.

Ныне бассейн Клеопатры – это действующие ванны с теплой минеральной водой, возникшие на месте римских бань, разрушенных во время землетрясения. Тогда же, в VII веке н. э., бассейн Клеопатры приобрел современную форму. Мраморный портик, окружавший бассейн, был разрушен, его колонны упали в бассейн и теперь отчетливо видны сквозь кристально чистую воду.

Иерополис сыграл важную роль в распространении христианства. В христианской истории он известен тем, что именно здесь в 87 году н. э. был распят и умер мучительной смертью один из двенадцати апостолов Христовых – святой Филипп.

В честь данного события в период владычества Византии здесь был возведен мартирий святого Филиппа, руины которого сохранились до наших дней. Мартирии – это сооружения в честь христианских мучеников над местом их страданий, смерти или погребения или же на месте, связанном с жизнью Христа или святого. Они традиционно являются местом паломничества христиан.

Во время правления римского императора Константина Великого (306–337 годы н. э.) Иерополис стал столицей области Фригия и одновременно центром епископства. Благодаря политике Константина влияние Иерополиса среди христиан возросло.

Константин известен тем, что превратил христианство в господствующую религию в Римской империи. Именно он приказал разрушить языческие храмы по всей империи. К счастью, его приказ не был исполнен, благодаря чему сохранились бесценные материальные свидетельства языческих культов и множество выдающихся архитектурных сооружений и скульптур.

В 330 году Константин I перенес столицу государства в Византий (Константинополь), и с его именем связано окончательное установление неограниченной власти императора (первым стал носить диадему в знак абсолютной власти императора). Некоторые христианские церкви почитают Константина как святого (21 мая в католических, 3 июня в храмах восточного обряда), причисляя его к лику равноапостольных. Интересно, что Римско-католическая церковь только после Брестской унии внесла Константина в список святых.

В 395 году Иерополис переходит под управление Византии. В дальнейшем Иерополис становится спорной территорией и многократно переходит из рук в руки эллинов (греков), византийцев, персов, македонян, фригийцев, сирийцев, ассирийцев, тюрков-османов и др.

В 1354 году мощное Фракийское землетрясение окончательно разрушило город. Сейчас от него сохранились лишь постройки римского периода с небольшими вкраплениями византийской истории. От древнего фригийского города не осталось ничего.
Раскопки городских руин начались в конце XIX века. Город оказался огромным.

На большей части территории до сих пор ведутся раскопки. В середине XX века многие археологические находки были реставрированы, но некоторые работы продолжаются до сих пор.

В период с 1960-го по 2013 год руины древнегреческого театра подверглись масштабной реконструкции. Театр Иерополиса – один из крупных античных театров в Турции, который вмещал 10–12 тысяч зрителей.

Помимо хорошо отремонтированного театра и нескольких храмов и бань, в Иерополисе находится поистине исполинский некрополь, который является крупнейшим античным некрополем на территории Турции.

Сохранились руины крупнейшего в городе храма бога солнца Аполлона. Здесь расположен Плутоний – развалины языческого храма, возведенного в честь бога подземного царства мертвых Плутона.

В Иерополисе был также огромный амфитеатр на 15 тысяч человек, крепостная стена, Византийские ворота, гимнасий, агора, главная улица города с неизменной колоннадой, которая упирается в ворота Домициана. Рядом с главной улицей были расположены общественные туалеты, которые в древних городах на территории Турции встречаются часто.