С 2017 года археологические памятники города Афродизиас находятся под охраной ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия.

Афродизиас – древнегреческий город на территории современной Турции. Он возник в период активного распространения эллинистической культуры в Анатолии.

Древние греки поклонялись Афродите – богине красоты и любви, одной из двенадцати великих олимпийских богов. Она была также богиней плодородия, вечной весны и жизни, богиней браков и даже родов. Любовной власти Афродиты подчинялись и боги, и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Она была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Афродита была женой Гефеста, а позднее – Ареса.

В честь Афродиты в плодородной долине бассейна реки Меандр был основан город Афродизиас, со временем ставший сокровищницей скульптурных чудес. Согласно легенде, Афродита была покровительницей города, который словно был создан для влюбленных.

В Афродизиасе были возведены крупные здания муниципальных структур, храмы, театры, агоры и античные бани. Своим богатством город обязан мраморному карьеру, который использовали в эллинистический и римский периоды. Афродизиас славился своей школой скульптуры и школой философии.

В городе было много коммерческих, религиозных, политических и культурных учреждений. Здесь также производили текстиль, преимущественно шерсть и хлопок.
В эпоху христианства город был переименован в Ставрополис – город Креста.

Город находился в сейсмически опасной зоне и неоднократно подвергался воздействию разрушительных землетрясений. Он также страдал от набегов племен сельджуков, и со временем жители его покинули.

В середине ХХ века землетрясение окончательно разрушило поселение и покончило с историей, которая длилась более двух тысяч лет. От бывшего крупного города остались руины, погребенные под толстым слоем почвы и покрытые густыми зарослями.

Но созданным в Афродизиасе уникальным сооружениям и произведениям искусства эпохи античности не суждено было бесследно исчезнуть. Древний греческий город совершенно случайно открыл знаменитый турецкий фотограф Ара Гулер.

Это произошло в 1958 году, когда по дороге в Измир Ара заблудился и решил заночевать в маленькой деревушке Гейре. Здесь фотограф неожиданно для себя нашел отделанные мрамором и увитые плющом маленькие домики, старинные скульптуры, уютные кафе и даже расшитые вручную скатерти на столиках… Он словно окунулся в другой, сказочный мир. Скоро об удивительной деревушке узнала вся страна. Многие исследовательские организации были направлены в эти места. Начались археологические раскопки. И вскоре был обнаружен древний город Афродизиас.

В Турции насчитываются десятки, если не сотни археологических зон, где до сих пор находят руины греческих, римских и византийских городов. Многие из них сохранились гораздо лучше, чем во Франции или Италии. Турки предпочитали не селиться среди развалин.

Поэтому местные жители вовсе не интересовались остатками древних зданий, разрушенных землетрясениями и войнами. Афродизиас – лучший археологический памятник античности в Анатолии.

Он каждый год привлекает миллионы туристов, которые имеют возможность увидеть красоту, прославившую Афродизиас во всей Римской империи. Этот объект включает археологические памятники и мраморные карьеры, расположенные в северо-восточной части города. Археологический участок раскопан только частично. Некоторые исследователи считают, что бóльшая часть Афродизиаса находится под землей и многие объекты древнего города еще не открыты.

В археологическом комплексе расположен большой музей Afrodisias Archeological Park. Он является одним из наиболее зрелищных музеев в Западной Анатолии и одним из лучших музеев в Турции. В нем представлены самые интересные находки, обнаруженные во время раскопок Афродизиаса. Это памятники античной эпохи, которые представляют серьезную историческую ценность.

В частности, музей известен коллекцией барельефов, на которых изображены не только сцены мифологической жизни богов, но и жизнь простых смертных императоров. Некоторые артефакты расположены под открытым небом.

У входа в город реставраторы штабелями уложили найденные артефакты. Из одних барельефов получилась целая стена, что свидетельствует о масштабах обнаруженных ценностей.

На главной улице города, идущей к театру и стадиону, установлен тетрапилон, который прекрасно сохранился. В переводе с латинского тетрапилон означает «четверо ворот». Его устанавливали на пересечении главных улиц. Он мог быть также триумфальной аркой. В некоторых источниках тетрапилонами называют ворота в город или вход в храм Афродиты. Судя по расположению на местности, тетрапилон в Афродизиасе был триумфальной аркой.

Недалеко от тетрапилона расположен храм Афродиты, построенный во II веке до н. э. Позднее он был перестроен в базилику. Даже по руинам 14 колонн храма с сохранившимися орнаментами можно судить о красоте главного храма города. При раскопках также было обнаружено основание святилища, которое датируют VII веком до н. э.

Рядом с храмом Афродиты находятся руины школы скульпторов. Покровительство римских императоров способствовало развитию Афродизиаса как крупного культурного центра. А благодаря месторождению белого мрамора, которое располагалось недалеко от города, в городе активно развивались изящные искусства.

Афродизиас славился своей школой скульпторов, а работы ее выпускников пользовались популярностью на всей территории Римской империи. При этом центральное место в их творчестве занимала богиня красоты и любви Афродита.
Рядом со школой скульпторов находится булевтерий (одеон) – городской совет или парламент.

Вместительность здания – около тысячи человек. Сохранился даже один из диванчиков, где сидели государственные мужи. В этих стенах проводились также концерты и собирались для философских бесед и декламирования поэзий.

Отлично сохранился театр Афродизиаса, основанный в I веке до н. э. Как начертано на мраморной колоннаде, он был построен на деньги Юлия Зоилоса. Театр вмещал 10 тысяч человек. Во ІІ веке он был перестроен для проведения гладиаторских боев.
Справа от театра расположена двойная агора с ионическими и коринфскими портиками, площадь и колоннада из голубого мрамора. Сейчас остались только руины стройных рядов этих когда-то изящных колонн.

Неподалеку от агоры расположены бани Адриана. Женская и мужская части отделены друг от друга и представляют собой два больших отделения. Прямо перед входом установлена мраморная статуя у бассейна. Бани были построены специально к приезду римского императора Адриана. Император известен тем, что во времена его правления во многих городах Римской империи были возведены знаменитые памятники архитектуры, например ворота Адриана в Анталье, практически аналогичные ворота в Афинах и другие.
Среди зарослей и руин скрывается хорошо сохранившийся огромный стадион, который когда-то вмещал 30 тысяч человек. Посетители имеют уникальную возможность почувствовать атмосферу древних спортивных состязаний.

Сохранился также епископский дворец с колоннами из редкого голубого мрамора. Предполагается, что он был перестроен из дворца римского наместника.

Себастион – одно из самых изящных зданий города. Его украшают прекрасные барельефы. Многие из них сильно повреждены, хотя часть барельефов все же была частично восстановлена.

Археологический комплекс Афродизиаса позволяет посетителям насладиться красотой города непосредственно на месте, а не в стенах музея. При этом барельефы, размещенные на самом здании, дают ощущение полного погружения в древность.