С 1988 года археологические памятники Эпидавра находятся под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Эпидавр – древний город в Греции, расположенный на северо-востоке Пелопоннеса. Благодаря удобному географическому положению город на протяжении веков был одним из важнейших портов Пелопоннеса.
Сейчас Эпидавр – небольшая рыбацкая деревушка среди оливковых и апельсиновых рощ.
Согласно легенде, в Эпидавре родился сын Аполлона, бог медицины и врачевания – Асклепий.
Там же в VII–VI веках до н. э. зародился его культ. Святилище в Эпидавре, посвященное богу медицины, носит название Асклепион. Оно было одним из крупнейших и самых почитаемых святилищ древнего мира.
Асклепион существовал в Эпидавре вплоть до конца IV века н. э. Когда же официальной религией государства стало христианство, все языческие храмы были закрыты.
Город существовал с начала микенской эпохи, о чем свидетельствуют обнаруженные в ходе раскопок остатки крепостных стен и захоронения, относящиеся к этой эпохе. На протяжении VIII и VII веков до н. э.
Эпидавр был влиятельным городом. Он сохранял контроль над основанными колониями на островах Эгина, Кос, Нисирос и Тенедос. В VI веке до н. э. торговля Эпидавра сократилась.
К власти пришла олигархия, выступавшая в Пелопоннесских войнах V века до н. э. в союзе со Спартой. Это сделало Эпидавр объектом многократных набегов афинян и их союзников. Город опустел, остался только порт при великом святилище Асклепия-Эскулапа.
После двух разрушительных землетрясений в VI веке Асклепион и целый комплекс монументальных сооружений вокруг него был погребен под толщей земли и окончательно забыт.
Первые раскопки в Эпидавре начались лишь в конце ХIХ века. Археологи обнаружили развалины древнего театра, руины храмов, посвященных Асклепию, бассейны с термальными водами, помещения, в которых жрецы принимали пациентов, а также здания для атлетических состязаний (стадион, гимнасий и комнаты для гостей), которые здесь регулярно устраивали в честь бога-врачевателя.
Сохранились также развалины фимены или толоса – круглого сооружения, предназначенного для исполнения культовой музыки. Целла сооружения была окружена дорическими колоннами, внутри было также кольцо коринфских колонн.
В древности Эпидавр был священной лечебницей античного мира. Поклоняясь многим божествам, жители города отдавали предпочтение богу врачевания – Асклепиону.
Культ Асклепия сформировался здесь в VI веке до н. э., а около V века до н. э. Эпидавр стал местом паломничества. В Эпидавр прибывали толпы молящихся об исцелении.
Уже в IV веке до н. э. святилище стало одним из крупнейших и почитаемых во всей Греции и продолжало процветать при римлянах. Но в IV веке, во времена правления Феодосия I Великого, храм был закрыт как языческий.
Инженерный гений древних мастеров ярко проявился в театре, построенном в Эпидавре в IV веке до н. э. по проекту знаменитого древнегреческого архитектора и скульптора Поликлета Младшего.
Прекрасно сохранившийся театр является одним из лучших примеров античной архитектуры, что позволяет оценить изящество архитектурного решения. Этот театр мог вместить 14 тысяч зрителей и имел потрясающую акустику.
Даже на самых верхних рядах хорошо был слышен шепот со сцены. Как считали древние греки, посещение театра благоприятно влияло на психическое и физическое здоровье «пациентов» Асклепиона.
Греки верили, что театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение или страх, могут лечить больных не хуже микстур.
В летний период сцена древнего театра, как и много веков назад, оживает, предлагая своим гостям насладиться великолепными театральными постановками.