Античный город Кибира внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 году.
Кибира – античный город на западе провинции Гельхисар в 108 км от города Бурдур и в 125 км от Анталии. Город расположен на трех холмах на высоте от 1100 до 1130 м над уровнем моря.
Точная дата основания города неизвестна, но есть предположение, что поселение возникло в III веке до н. э. Его основали колонисты из Писидии, которые прибыли из региона Милас.
В Кибире впервые сложился мультигородской республиканский режим. В городе, ставшем мозаикой культур, говорили на писидийском, лидийском и других языках.
Со временем Кибира, в которой правителями были преимущественно тираны, разбогатела и обзавелась многочисленной армией. Она славилась своими лошадьми и фехтовальщиками. Население города достигло примерно 200 тысяч жителей.
В 189 году до н. э., несмотря на активное сопротивление, Кибира попала под контроль Римской империи.
После землетрясения, случившегося в 23 году, город был разрушен. Все гражданские постройки римского периода были значительно повреждены.
Тогда римский император Тиберий объявил на пять лет налоговую амнистию и предоставил городу финансовые субсидии, благодаря чему город был заново отстроен. В благодарность за поддержку город изменил свое название. Теперь он назывался Императорская Кибира, а в истории города начался новый этап. Кибира стала крупнейшим центром в Малой Азии.
В ІІІ веке город подвергся нашествию готов, которое положило конец его процветанию. В 417 году Кибира снова переживает сильное землетрясение, от которого город так и не оправился из-за экономических и политических проблем. При Византии город сократился до крошечных размеров. В VI веке Кибира постепенно сходит с исторической арены, а к IX веку жители окончательно покинули его.
Руины города были обнаружены и идентифицированы в 1842 году. Исследовательские работы велись периодически, а вот систематические археологические раскопки античного города начались только в 2006 году.
Раскопки выявили, что в городе сохранилось большое количество античных памятников. На западных склонах города был раскопан грандиозный древний стадион подковообразной формы. В длину он составлял 200 м, а на 21 ряду сидений могло разместиться более 12 тысяч зрителей. Подобный размах свидетельствовал о высоком уровне развития Кибиры и важном положении города в регионе.
Коммерческим центром города была агора. С левой ее стороны располагались магазины, довольно хорошо сохранившиеся (можно увидеть даже углубления для крепления дверей). В торце агоры, на главной улице, сохранились великолепные резные ворота.
С одной стороны они покрыты резьбой – узором из изображений цветов и львов. За ними располагалось некое сооружение, возможно, храм.
В городе была обнаружена водопроводная система, которая обеспечивала бесперебойное снабжение нескольких фонтанов. При раскопках третьей террасы агоры нашли монументальный круглый фонтан, который был построен при восстановлении Кибиры после землетрясения 23 года.
Своей архитектурой фонтан отличался от других сооружений города: его коническую крышу поддерживали колонны. Помимо бытовых нужд, воду из фонтана использовали также для орошения. Кроме того, люди приходили к фонтану, чтобы с пользой провести время.
В Кибире имелись внушительных размеров термы: печи, теплые полы, бассейны с системой труб. Римская баня была расположена рядом с городским советом.
В ходе реставрационных работ была восстановлена лестница, ведущая к колонной улице (элементы лестницы, которые веками были покрыты грунтом, намного светлее тех, которые обнаружены на поверхности).
Театр Кибиры – одно из самых крупных сооружений подобного рода в Анатолии. В его архитектуре явно прослеживается греческое влияние. Театр был разделен на 3 этажа, а полукруглые ряды сидений вмещали около 8 тысяч зрителей. Археологи утверждают, что для некоторых рядов театра были предусмотрены даже навесы от дождя. До сих пор сохранился один из входов в театр.
В Кибире неплохо сохранился одеон, который в античный период был и концертной площадкой, и парламентом, и закрытым театром. Его использовали для различных собраний, общественных мероприятий, представлений, а вмещал он 3,5 тысячи человек.
В одеоне Кибиры обнаружена также необыкновенная мозаика – голова Медузы Горгоны. Мозаика украшала оркестровую яму одеона. Согласно легенде, Горгона обращала в камень каждого, кто смотрел ей в глаза.
Очевидно, изображение Медузы выполняло защитную функцию. Кроме того, мозаика, датируемая началом І века, инкрустирована шестью видами тонкого разноцветного платинового мрамора.
Лишь немногие античные мастера применяли эту уникальную технику под названием Opus Sectile. Так что аналогов этой мозаики в мире не существует, считают специалисты.
Ее уникальность заключается также в том, что мозаику обнаружили на том месте, где ее изначально создали. Примерно 95 % творения отлично сохранилось, несмотря на то, что ее возраст составляет около 2 тысяч лет.
По мнению экспертов, в древности мозаика пострадала от сильного пожара. Тлеющие угли упавшей на нее деревянной крыши могли в течение долгих дней уничтожать мозаику. Современные реставраторы работают теперь над тем, чтобы вернуть мозаике первозданное великолепие, встраивая в картину отдельные кусочки.
В античной Кибире были найдены также прекрасные плиты с резьбой, изображающей гладиаторов, и огромная мозаика, расположенная перед зданием дома музыки.
Площадь этой мозаики составляет 560 м2, при этом она практически не разрушена (сохранилась в первозданном виде на 95 %).
Мозаичное полотно – круг из тонких квадратных пластин цветного мрамора – состоит из 15 элементов, связанных друг с другом. Это самый крупный образец мозаики, который был обнаружен в наше время в Малой Азии. По мнению археологов, мозаика была создана во второй половине ІІІ века н. э. Ее авторами считают двух братьев, местных жителей. Среди изображений хорошо видны слова: «Как обещали своей родине, мы сделали эту мозаику».
Многие уникальные находки Кибиры, найденные в некрополе (например, маникюрные ножницы и транспортир возрастом в две тысячи лет) помещены в музей Бурдура.