В Пречистенской переулке находится много любопытных зданий. Правда, первый дом, у которого стоит остановиться, внешне ничем не выделяется, он интересен историей и интерьерами.
После смерти Михаила Морозова в тридцать три года от неправильного образа жизни (жена рассказывала, что он водку заедал сырым мясом, возможно, она так называла хамон). Вдова, Маргарита Морозова, продала особняк на Смоленском бульвар, взамен приобрела небольшую старинную усадьбу 1820 года постройки (Пречистенский пер., 9, стр. 1).
Для перестройки особняка Морозова пригласила архитектора Ивана Жолтовского. Посмотрите на оформление двери, оно напомнит фронтон кинотеатра «Победа», спроектированного Жолтовским уже в советское время. В 1913 году Жолтовский сделал со стороны сада пристройку для холла и парадного зала. До этого анфилада комнат традиционно тянулась вдоль переулка, а Жолтовский развернул внутреннее пространство дома перпендикулярно переулку. Интерьеры были оформлены в неоклассическом стиле, ведь Жолтовский – страстный палладианец. Глядя на фасад, не угадаешь, насколько дом вместительный, а ведь вечера Морозовой собирали до ста гостей.
В 1918 году особняк национализировали, хозяйке оставили комнату в подвале, а в здании разместили отдел Наркомпроса по делам музеев и охране памятников старины, которым руководила жена Льва Троцкого Наталья Седова. Затем особняк предоставили для размещения иностранных посольств.
Уже много лет бывший особняк Маргариты Морозовой занимает посольство Дании. В этом стильном и не щедром на детали особняке больше всего поражает ротонда. После прихожей перед входом в зал Жолтовский поставил небольшую круглую ротонду под куполом с античными барельефами и экседрами, сейчас в этих нишах стоят бюсты датских монархов. Совершенно необязательное помещение, и от этого оно особенно прекрасно. Лишнее всегда свидетельствует о достатке. Кроме того, архитектору Жолтовскому было важно поддержать традицию чередования объемов в классической анфиладе, в идеале все помещения должны быть разной формы и высоты.