Скульптор Арно Брекер был любимцем Адольфа Гитлера, что давало ему огромные преимущества перед коллегами: в годы войны он получал государственные заказы, занимал гигантские мастерские, использовал труд военнопленных. Понес ли он справедливое наказание за сотрудничество с фашистами? Отнюдь. После войны он работал, устраивал выставки, давал интервью и писал мемуары.
История Арно Брекера — это история художника-конформиста, прикрывавшегося любовью к искусству, ради которого якобы можно и пойти и на сделку с Дьяволом.
Придворный скульптор
Карьера скульптора во многом зависит от его способности находить общий язык с влиятельными заказчиками. Арно Брекер это делал виртуозно. В то время как представители так называемого дегенеративного искусства страдали от притеснений и не имели возможности зарабатывать, он ваял статуи мускулистых спортсменов, похожих то ли на древних греков, то ли на мифических арийцев. Фюреру это было по душе. Эстетическими идеалами для него были античные скульптуры.
Своим кредом Брекер считал “изображение идеального представления о человеке”. Наверное, поэтому он так усиленно приукрашивал портретируемых, к примеру, Гитлера и Геббельса.
На творчество Брекера фюрер обратил внимание во время Олимпийских игр. За статуи “Победительница” и “Десятиборец” скульптор получил серебряную медаль и заказ на портрет главного пропагандиста Третьего Рейха. Позже Гитлер подарил ему виллу и превратил в “придворного” каменотеса. Апофеозом деятельности Брекера стало оформление здания Рейхсканцелярии.
“Русский народ вас поймет!”
В 1940 годы состоялась встречала Молотова и Брекера. Советский посол выразил восхищение работами скульптора, сообщил, что товарищу Сталину они тоже очень нравятся, и пригласил в СССР. “Ваш стиль вдохновит русский народ, они его поймут”.
Брекер не отказался и не согласился. Сказал, что подумает. Принять такое предложение он, конечно, не мог. Хозяин-диктатор у него уже был, он-то и он решал, где и как работать Брекеру.
Неудачный портрет
Итак, Гитлеру нравились работы Арно Брекера. А вот его собственный скульптурный портрет он не оценил. Тем не менее работа была растиражирована, и ее копии висели повсюду. В 1945 году советские солдаты использовали оригинал в качестве мишени. Но интересна не так судьба портрета, как отношению к нему автора.
Брекер делал вид, что Гитлера не лепил, и никакого “Вождя” не было. В восьмидесятые годы один американский искусствовед показал ему ксерокопию с изображением портрета, Брекер попросил ее оставить и пообещал вернуть. Но не вернул. Как будто если нет ксерокопии, то нет и портрета.
Спасал пленных
Да, Брекер уверял, что используя труд военнопленных, он их спасал от концлагеря. Там бы они наверняка погибли, у него же находились во вполне комфортных условиях. Правда, во время денацификационного процесса над скульптором Гитлера бывшие пленные отзывались о нем почему-то без должной благодарности, а один из них даже вспоминал: “Пока мы страдали, он устраивал вечеринки”.
Пикассо
Арно Брекер действительно помог нескольким жертвам режима. Так, он вытащил из гестапо Дину Верни — музу Майоля. По его словам, он спас от ареста самого Пабло Пикассо. Однако доказательств нет. О спасении Пикассо Брекер рассказал уже после его смерти, подтвердить правдивость этой истории некому.
После войны
Уже зимой 1945-го Арно Брекер перебрался в Баварию, прихватив с собой все имущество и большую часть работ. На суде его признали “спутником” Третьего Рейха и обязали выплатить небольшой штраф. Американцам как будто не хотелось копаться в истории гитлеровского художника, собирать информацию и опрашивать свидетелей.
Брекер выплатил штрафы и снова взялся за работу. Совсем скоро обзавелся новой армией заказчиков, среди которых были представители немецкого правительства и крупные коммерсанты.
Умер любимец Гитлера в 1991 году. Ни разу не раскаялся и не признал своей вины. Сотрудничать с нацистами, по словам Брекера, ему пришлось исключительно ради искусства.