Промышленные достопримечательности Москвы: дореволюционные фабрики и заводы - Novina24

В дореволюционную эпоху московские промышленные предприятия располагались зачастую в самом центре города – так, прямо напротив Кремля на Софийской набережной находился завод Листа, занимавшийся работами по металлу. Не все предприятия были безопасными – так, в районе Павелецкого вокзала начинались Кожевники с ужасной почвой и множеством прудов для выделки кож.

В современных «спальниках» часто найдешь следы кирпичных заводов, гончарного производства (в городе есть улица с чудесным названием Кирпичные Выемки).

Но в конце XIX века промышленная архитектура стала довольно интересным ответвлением отечественной школы зодчества – многие фабрики строились из красного кирпича, со временем предприятия выводились за пределы столицы, но в 2000-е годы был запущен проект редевелопмента промышленных территорий.

Здесь стали располагаться лофты, офисы, рестораны, магазинчики, музеи, объекты креативной экономики. Подобная практика говорит о том, что любой старинной архитектуре можно найти современное применение.

Побывайте в московских районах, где целые кварталы старых фабрик уже давно служат фоном для фотосессий, а бордовая «патина» благородно стареющего кирпича лишь придает очарования старому городу.

Голутвинская слобода

Один из первопроходцев приспособления промышленных корпусов под новые цели. Находится в районе Якиманской набережной. В 1-м Голутвинском переулке чудом сохранилась усадьба Рябушинских с каменным мезонином.

Фабрика «Эйнем», в будущем «Красный Октябрь»

Сладкий запах витал над Замоскворечьем больше столетия.

Фабрика «Эйнем», в будущем «Красный Октябрь»

Строения занимают оконечность Болотного острова, где находится симпатичное маленькое здание Императорского яхт-клуба, построенное в 1892 году.

Фабрика «Большевик», бывшее предприятие «Сиу»

Фабрика «Большевик», бывшее предприятие «Сиу»

Комплекс прекрасно отреставрированных помещений на Ленинградке недалеко от Беговой улицы. Рядом работает музей русского импрессионизма.

«Винзавод», «Артплей» и «Арма»

Курская

Три кластера в районе станции метро «Курская». Бывший винный комбинат, завод «Манометр» и Московский газовый завод сейчас стали локомотивами новой экономики. Выставки, учебные заведения, шоу-румы, кофейни… На любой вкус и цвет.

«Депо» на Лесной улице

«Депо» на Лесной улице

Гастрономический квартал, раньше занимаемый троллейбусным депо. Идеальное сочетание выверенного красного кирпича и пира желудка.

Завод «Кристалл»

Завод «Кристалл»

В районе Лефортова и изгибающейся Яузы зрителя встречают помещения Московского казенного винного склада, возведенного в 1901 году. В годы ВОВ здесь разливали «коктейль Молотова» в обычные винные и водочные бутылки. Сейчас промышленные мощности выведены, но на новой территории уже открыты музей ретроавтомобилей и другие точки притяжения.

Мануфактура Эмиля Цинделя

Мануфактура Эмиля Цинделя

 

В районе Дербеневской улицы расположился целый городок бывшей ситценабивной фабрики. Здесь есть своя башня с часами, множество краснокирпичных корпусов, раньше даже была своя железнодорожная линия, увековеченная в фильме «Такси Блюз». Рядом находятся казармы для рабочих, возведенные на средства немецких предпринимателей.

«Красная Роза»

«Красная Роза» Хамовники

Фабрика в Хамовниках, раньше носившая имя Розы Люксембург, в начале 2000-х годов отдала свои площади постиндустриальной экономике и ее локомотиву, «Яндексу».

«Трехгорка»

Трехгорная мануфактура на Красной Пресне. Безупречная деловая репутация купцов Прохоровых, переулки, помнящие Декабрьское восстание 1905 года, разнообразие корпусов и огромная территория.

«Хлебозавод»

Несколько минут от станции метро «Дмитровская», и вы попадаете в будто перенесенный из Берлина район ярмарок, маленьких интересных магазинов и локальных баров. Хлебозавод № 9 был запущен в 1934 году, инженер Григорий Марсаков разработал уникальную автоматизированную линию выпекания хлеба.

Хлебозавод № 9

С тех пор многое изменилось.

Кстати, через дорогу находится дизайн-завод «Флакон», история которого начинается с 1860-х годов и хрустально-стекольного производства француза Фредерика Дютфуа.