Глава, в которой Мастер рассказывает о встрече с Маргаритой, а произошло это, как мы помним, на Тверской, — самая романтичная в романе Булгакова.
Она шла по главной московской улице, там, где в любое время дня людно. И в толпе разглядела его.
На ней было черное пальто, в руках — цветы, которые безымянный пациент клиники Стравинского назвал отвратительными.
Почему Мастеру они так не понравились эти цветы?
Жёлтый и чёрный
Он не обратил бы внимания, будь они в руках любой другой женщины. Но в тот день, — день, который изменил его жизнь, — он встретил ту единственную, ту, которую ждал много лет, ничего не зная о ней. А потому-то его и взволновало тревожное сочетание черного и желтого. Да, дело здесь в цвете, а не в самих цветах.
Неважно, были это мимозы или акация серебристая, важно то, что желтый у Мастера ассоциировался с грустью, хандрой. Вдобавок взгляд прекрасной незнакомки, в котором читалось невероятное одиночество…
Семитская звезда
Относительно желтых цветов, как и прочих деталей в булгаковском романе, у литературоведов припасено множество версий. Одна из них: Маргарита несла в руках не мимозы, а нарциссы, а желтый нарцисс похож на семитскую звезду, символизирующую изгоя на Святой Земле.
Нарциссу противопоставлены розы, любимые цветы Мастера и его возлюбленной. А красная роза — это уже хороший символ. Ведь красная роза, согласно христианским преданиям, явилась из каплей крови Христа.
Впрочем, всякие рассуждения о тот, что означает та или иная деталь в романе Михаила Булгакова — всего лишь предположения.