Патриарший дворец в Московском Кремле — комплекс архитектурных памятников XVII века. Состоит из здания, в котором располагается резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и храма Двенадцати Апостолов. Музейная экспозиция, представленная в помещениях Патриаршего дворца, даёт представление о быте москвичей XVII века.

На первом этаже, в так называемой Одностолпной палате, внешне похожей на монастырскую трапезную, сейчас размещаются разнообразные временные экспозиции. Крутая лестница ведет в парадные покои патриарха и храм Двенадцати Апостолов.

Если, поднявшись на второй этаж Патриаршего дворца, вы повернете налево, то сначала попадете в притвор церкви, где сегодня представлены образцы лицевого и орнаментального шитья, использовавшиеся во время богослужений.

Домовой храм Патриаршего дворца

Из притвора мы можете пройти прямо, в храм Двенадцати Апостолов, или налево, в комнаты, где воспроизведена обстановка служебных помещений русского патриарха.

В церкви поражает контраст выбеленных стен и пышного барочного иконостаса. Дело в том, что изначальное убранство храма было в советский период утеряно, а золоченый иконостас начала XVIII века перенесен из взорванного большевиками Вознесенского монастыря.

Храм Двенадцати Апостолов

Если же вы повернете от входа налево, то обнаружите интереснейшую икону второй половины XVII века «Поклонение кресту». Здесь стоит вспомнить сложные отношения между Никоном и царем, коими и объяснялось чересчур роскошное убранство Патриаршего дворца.

Борьба за власть

Икона «Поклонение кресту» — своеобразная иллюстрация борьбы за верховенство в Русском государстве, разыгравшейся с 1658-го между правителем и патриархом.

Никон проделал путь к вершинам церковной власти в настолько короткий срок, что этот успех решительно вскружил ему голову, и сперва в приватной обстановке, а затем уже и в своих проповедях он начал возвещать, что «священство превыше царства», практически посягнув на абсолютную власть русского монарха.

Результатом этого стал разрыв между царем и патриархом, продолжавшаяся в течение нескольких лет «война в письмах», низложение Никона на церковном соборе 1666 года, его ссылка и преждевременная смерть.

«Поклонение кресту». Икона XVII века
«Поклонение кресту». Икона XVII века

Икона «Поклонение кресту» написана постфактум и указывает, каким должно быть место патриархав государственной иерархии: ниже царя и на коленях перед ним.

Вернувшись в притвор, можно пройти в рабочие комнаты патриарха. Из первоначальной обстановки этой части Патриаршего дворца ничего не сохранилось. Однако вы можете получить некоторое представление о том, как с середины XVII века в быт обеспеченных москвичей постепенно начали проникать предметы западного обихода.

Рабочие комнаты в Патриаршем дворце

Это всего два помещения. В первом бросается в глаза портрет Петра Потемкина, по которому можно судить о традиционном одеянии «классического» русского боярина допетровского времени.

Но есть в Патриаршем дворце и европейская мебель — шкафы и буфеты. Богатым людям в XVII стало неудобно пользоваться традиционными сундуками. Еще до начала царствования Петра I некоторые московские дворяне стремились обставить свои дома по-европейски.

Вторая комната — «кабинет». Возле окна висит миниатюрная парсуна царя Алексея Михайловича верхом на лошади.

Читать и писать Никон очень любил. Собиратель библиотек и строитель типографий, в 1654 году в рамках церковной реформы он инициировал первое в истории России массовое издание церковной литературы. Образцы старинных книг хранятся в Патртаршем дворце.

Крестовая палата

Пройдя через притвор обратно, вы окажетесь в главном помещении Патриаршего дворца. В Крестовой палате. Здесь в глаза сразу же бросается стоящая посередине зала огромная мраморная мироваренная печь под золоченой сенью.

Патриарший дворец. Крестовая палата

После упразднения Петром I в начале XVIII в. патриаршества, когда центр церковной жизни переместился в Петербург, Крестовую палату приспособили под приготовление мира — особого благовонного масла, которое использовалось только для коронационных богослужений и освящения новых храмов.

Варили миро редко — раз в несколько лет — и развозили отсюда по всем храмам и монастырям страны. Рядом с печью находится напоминающая гигантскую вазу серебряная с позолотой кадь для хранения мира.

Частично почувствовать атмосферу той эпохи позволяет коллекция раритетов, размещенная сегодня в Крестовой палате Патриаршего дворца.

По левую руку от входа — коллекция посуды и кухонной утвари, в том числе большущая сковородка, на которой, говорят, стряпала иногда царевна Софья, когда была в духе. Дальше вдоль стены — евангелия в драгоценных окладах; вдоль дальней стены — разнообразные посольские дары, в том числе потешные кубки в форме сов и миниатюрных корабликов.

Патриарший дворец

С тех пор как соправителем юного Михаила Романова стал его властный отец патриарх Филарет, гости из зарубежа считали за благо задабривать подарками не только царя, но и главу русской церкви.

Но все самое интересное — справа от двери. Тут находится уникальная коллекция церковных и домашних облачения патриарха Никона. По правую руку от входа мы сразу видим его саккос (одеяние для торжественного богослужения, расшитое золотыми и серебряными нитями).

Рядом — белый Патриарший клобук, в котором Никон проводил церковный собор 1654 года, ставший часом его торжества. Тут же — посох (он по сей день используется при интронизации патриархов, в частности Кирилла в 2009 году.) и домашний, синего бархата кафтан Никона.

Патрарший дворец

Хотя вряд ли в таких богатых одеждах он ходил в затрапезе…

Не только для украшения одежды, но и для обозначения социального статуса человека служили в Московском царстве XVII века пуговицы. Коллекцию расшитых золотой и серебряной нитью пуговиц вы, найдете у правой от входа стены, сразу за печью. Ну а перед печью у той же стены в витрине — уникальная коллекция европейских, в основном немецких и английских, часов.

Патрарший дворец

Патриархи всегда следили за временем, потому что точность — вежливость не только королей, но и глав церкви. В левом верхнем углу витрины — часы-луковицы, принадлежавшие патриарху Филарету и самому Никону.

Особое внимание в Крестовой палате Патриаршего дворца привлекают золоченые часы XVI века с развалившимся в повозке богом вина Бахусом, возможно, подаренные Ивану Грозному.