Марчелло Мастроянни мечтал сыграть чеховского героя с тех пор, как в 1960 году посмотрел советскую картину “Дама с собачкой» с А. Баталовым и И. Саввиной. И не прочь был сняться у советского режиссера Никиты Михалкова. Тот, узнав, что знаменитый итальянец смотрел его фильмы и высоко оценил, удивился. И обрадовался.

Они встретились в Париже, договорились создать что-нибудь совместное по мотивам произведений Чехова.

Такова предыстория создания фильма “Очи черные».

Михалков и Мастроянни

Мечта Мастроянни почти сбылась. Сценарий основан на сюжете “Дамы с собачкой». Сыграл Мастроянни, конечно, не Гурова, а итальянца Романо Патрое, и история итальянца куда печальнее истории чеховского персонажа.

Главное достоинства фильма — это отнюдь не сценарий, имеющий, мало общего с «Дамой с собачкой», а актерский состав. Всеволод Ларионов сыграл русского коммерсанта, которому главный герой рассказывает свою горькую любовную историю. Иннокентий Смоктуновский — истеричного городского голову. Юрий Богатырев появляется всего в двух сценах, но как…

Фильм "Очи черные"

В фильме сыграли Олег Табаков, Авангард Леонтьев, Александр Филиппенко. В каждом эпизоде — звезда.

И надо сказать, что на фоне своих советских коллег Мастроянни не выглядит таким уж великим актёром.

Итальянский Гуров

Марчелло Мастроянни сыграл довольно неприятного типа. В финальном монологе, произнесенном им со слезами на глазах, Романо вызывает примерно те же чувства, что плачущий клоун в цирке (то есть никаких). А до монолога — недоумение.

Приспособленец, который за всю свою жизнь ничего путного не сделал. Прожил четверть века иждивенцем в роскошном особняке своей жены, слушая упреки тещи и той же жены. Катался регулярно на курорты, якобы лечиться, на самом деле крутить романы и пьянствовать.

Фильм "Очи черные"

Нет, совсем не Гуров. Тот пусть и не любил жену, и изменял ей, но хотя бы работал где-то. Да, он был черств и распутен, пожирал арбуз, в то время как “дама с собачкой» ему говорила о высоком. Да, он лицемерил и врал. Но до никчемного сибарита Романо ему далеко.

Как-то даже неправдоподобно выглядит влюбленность Анны Сергеевны в престарелого итальянца, который несет околесицу.

Сценарий написали под Мастроянни. Он мечтал сыграть героя русской классики, и он сыграл его. Без итальянской звезды картины бы не было. Но в роли страстного и легкгомысленного Романо актёр куда органичнее смотрелся бы, будь он лет на двадцать моложе.

Главный герой

Есть сцены, где Мастроянни будто переигрывает и сильно уступает в мастерстве своим русским коллегам. Смоктуновскому, Богатыреву, даже Табакову, который не произносит ни слова.

И уж тем более Всеволоду Ларионову.

Фильм "Очи черные"

Русский коммерсант Павел Алексеев говорит мало — он в основном слушает. Изредка задает вопросы. И только в финале произносит страстную, но короткую речь.

Однако уже то, как он слушает, как он держит бокал, как он молчит, вызывает больше чувств, чем вся история Романо с его романом.

Он раскрывает характер своего героя без лишних слов и ужимок. Еще не зная историю Алексеева, понимаешь, что это человек скромный, деликатный, с высоким уровнем эмпатии и умеющий любить.

Ну а когда он начинает говорить…

Узнав, что Романо предал Анну, герой Ларионова искренне негодует: “Как? Вы ее не нашли? Но она же вас ждала!».

Алексеев рассказывает, как восемь раз делал предложение любимой женщине и был счастлив, услышав на девятый “Я вас не люблю, но буду вам верна».

Поняв (уже после “исповеди»), что его собеседник всего лишь официант, он ни на йоту не меняет своего отношения к нему. Трогательно помогает Романо нацепить халдейскую бабочку, а после идет на палубу и с восторгом сообщает жене, что познакомился с удивительным человеком…

Он еще не знает, что “удивительный» человек все это время рассказывал ему про его же Анну.

Пожалуй, главный герой фильма — Павел Алексеев. А лучше всех сыграл Ларионов. Хотя говорил он мало, только по-итальянски (не считая последних нескольких слов) и вместо его голоса звучит закадровый голос Михалкова.